Гиганты-призраки

ЗАБЫТЫЙ ГИГАНТ ИМПЕРАТОРСКОЙ ЭПОХИ

За всю историю человечество сумело не только изменить окружающий ландшафт, но и забыть, что именно оно там изменяло. Начиная с северных городков и заканчивая активно пустеющим промышленным монстром США Детройтом, люди уходят с насиженных мест. Но даже из этого явления, которое превращается в закономерность, есть своего рода исключения. Так, призрачные здания и целые районы стали появляться посреди кипящих жизнью городов. Каково же оно соседство мира живых и мира призраков?

Впервые я познакомился со своим призраком много лет назад. Тогда он только готовился к обряду инициации – выбиванию стёкол, затоплению подвалов и неравной битве с местной флорой. А ведь когда-то мой призрак был гордостью Российской Империи. Да и звали его тогда Новороссийский силосный амбар-элеватор. И был он живее всех живых.

В конце 19-го века было открыто железнодорожное сообщение с молодым городом-портом Новороссийском. Именно сюда потекли реки зерна с Дона, Поволжья и Кубани. Старые амбары уже не могли вместить и часть грузопотока. Именно поэтому в период с апреля 1891 года по октябрь 1894 года общество Владикавказской железной дороги сооружает крупнейший силосный амбар-элеватор.

Основные параметры сооружения впечатляют и сегодня: общая длина - более 160 м; ширина – около 30 м; высота силосных корпусов – 30 м; высота центральной башни – 40 м. Основание элеватора состояло из 364 силосов. И, если их все поставить один на другой, то общая высота составит 8 километров. Элеватор был построен на скалистом грунте из камня, кирпича и железа. При этом только одного кирпича было затрачено более 9 млн. штук, а цемента – 6 тыс. тонн.

Работы по архитектурной части строительства шли под руководством инженера С.И.Карбедза. Механической же частью строительства руководил инженер А.Н.Шенснович. Именно он сделал элеватор не только архитектурной достопримечательностью, но и механическим чудом. Шенснович использовал для строительства электростанции, которая снабжала энергией всё сооружение, изобретение И.О.Доливо-Добровольского трехфазный генератор переменного тока. На момент постройки это была единственная электростанция подобного типа на планете.

Для современников уникальность элеватора была настолько велика, что руководство предприятия было вынуждено открыть двери перед желающими осмотреть это сооружение. Тем более, что во всём Старом Свете Новороссийский элеватор был самым крупным, а в Новом его превосходил только Чикагский собрат.

Однако уникальность оборудования и стройматериалов во время русского лихолетья Гражданской войны сыграло с элеватором злую шутку. Обыватели и с той, и с другой стороны, пользуясь политической неразберихой, принялись разбирать элеватор по запчастям. При этом действовали они с таким энтузиазмом, что работы по разгрузке вагонов с зерном после войны некоторое время пришлось вести вручную.

Не обошла стороной элеватор и Великая Отечественная война. Фашисты, ведомые врождённой немецкой основательностью и педантичностью, недолго думая, превратили некогда кирпичного пролетария в милитаристского культуриста. Видимо нацисты более чем высоко оценили крепость стен и архитектуру этого сооружения. Новоиспечённый фашистский форт держался около года. Лишь в сентябре 1943 года рота автоматчиков-десантников 393-го Новороссийского отдельного батальона морской пехоты штурмом овладела элеватором и на протяжении недели обороняла его до подхода основных сил.

Когда десантники всё же смогли выбраться из своего убежища и очистить от нацистов всю Новороссийскую промзону, посреди руин и оплавленной крупповской стали возвышался в гордом и печальном одиночестве гигант императорской промышленной архитектуры.

Но, как ни странно, призраком элеватор стал не стараниями предприимчивой публики Гражданской войны или фашистской артиллерии. Обрядом инициации живого в мёртвого руководил Его Величество Прогресс.

Рядом со старым элеватором вырос новый, уже советский гигант. Так началась новая и, наверное, последняя глава в истории многострадального здания.

Сейчас моё появление у подножия этого призрачного чуда уже не оставило чувства недосказанности. Время, когда я бы ещё задумался – вызвать врача или священника, было полностью упущено.

Сквозь кирпичную кладку западного и восточного крыла элеватора уже пробиваются деревья. Коньки силосных корпусов теперь украшает выгоревшая под летним солнцем трава. Цемент медленно становится трухой, отпуская кирпичи в свободное падение. Кстати, не самая приятная новость для фанатов урбанистического туризма.

В постройке использовалось большое количество металла, в частности железа. Спустя века ажурные металлические вензеля, украшавшие фасад центральной башни, проржавели и, вслед за прочим стройматериалом, стремятся вернуться в лоно земли. Кроме того огромное количество прочих металлоконструкций, предназначение которых уже невозможно определить, на 30-метровой высоте тоже не внушают уверенности в безопасности.

Зима привносит свои коррективы. Известный новороссийский норд-ост (в простонародье «бора») начинает играть на разбитых окнах как на органе, а заодно украшает серость зимних красок пролетающими листами шифера.

Летом тишину промзоны старого элеватора могут нарушить лишь звонкие голоса местной ребятни да шум очередной машины, подъезжающей к дому. Как ни странно, но местные жители уже давно не обращают внимания на необычное соседство. Не обращают внимания на это и сотрудники МВД – их здание ещё один близкий сосед. Даже сами новороссийцы, пассажиры маршруток, проезжающих под остатками (или останками) магистрали-транспортёра старого элеватора уже давно привыкли.

Ваша оценка: None Средний балл: 9.2 / голосов: 28
Комментарии

Зачетный объект. Отфотографировать бы его...

да . очень кинематографичный обьект.: сайлент - хилловское величие и "сталинская "цитадель,

фото элеватора

южная сторонаюжная сторона

стена

вид с боку

центр

панорамный  вид

Старые фото очень к месту . Наверно такие места действительно лучше давать в ретроспективе .

Быстрый вход