Техника постапокалипсиса: "Автожир"

Achtung! Статья написана непрофессионалом, который не имеет ничего общего с авиацией! За все косяки по матчасти просьба ногами не пинать!

Итак, после очередного творческого запоя, я, насобирав материала и поймав вдохновение, представляю вам свой очередной выпуск "ТПА". Кто не знаком с моими прошлыми постами, можите освежить в памяти: 1, 2, 3, 4.

На этот раз, друзья-товарищи, предлагаю переместиться в иную стихию транспортных средств – воздушную.

Несмотря на всеобъемлющий ад и погибель на земле, мы с вами не теряем надежды и мечтаем покорять небеса. А относительно недорогим средством для этого нам послужит чудо-коляска с пропеллером, имя коей - автожир.

Автожир (autogyro) — винтокрылый сверхлегкий летательный аппарат, в полёте опирающийся на несущую поверхность свободновращающегося в режиме авторотации несущего винта.

По-другому эта штука именуется как Гироплан (gyroplane), Гирокоптер (gyrocopter), и иногда Ротоплан (rotaplane).

Немного истории

Автожиры изобрёл испанский инженер Хуан де ла Сиерва в 1919 году. Он так же как и многие авиаконструкторы того времени пытался создать летающий вертолет и как это обычно бывает, создать создал, но не то, что хотел изначально. Но особо по этому факту не расстроился и в 1923 году запустил свой личный аппарат, который летал за счет эффекта авторотации. Далее запилил собственную фирму и клепал потихоньку свои гирокоптеры пока не умер. А потом был сконструирован полноценный вертолет, интерес к автожирам пропал. Хотя они все это время продолжали выпускаться, но использовались (и используются) для узких целей (метеорология, аэрофотосъемка и проч.).

Технические характеристики

Масса: от 200 до 800 кг

Полезная нагрузка: ~ 2/3 от общей массы

Скорость: до 180 км/ч

Расход топлива: ~15 л на 100 км

Дальность полета: от 300 до 800 км

Конструкция

По конструкции автожир ближе всего находится к вертолетам. По сути, он и является вертолетом, только с предельно упрощенной конструкцией.

Собственно сама конструкция включает следующие ключевые элементы: несущая конструкция - «скелет» аппарата, к которому крепится двигатель, 2 винта, сиденье пилота, приборы управления и навигации, хвостовое оперение, шасси и некоторые другие элементы.

Непосредственное управление осуществляется двумя педалями и рычагом управления.

Самым простым гирокоптерам для взлета необходим небольшой разбег в 10 - 50 метров. Это расстояние уменьшается в зависимости от увеличения силы встречного ветра и степени раскрутки несущего винта к моменту начала разбега.

Особенностью автожира является то, что он летит, пока имеется набегающий на несущий винт поток воздуха. Этот поток обеспечивается малым толкающим винтом. Именно по этому автожиру необходим хотя бы небольшой разбег.

Однако более сложные и дорогие автожиры, оснащенные механизмом изменения угла атаки лопасти, способны взлетать с места вертикально вверх (т.н. подскоком).

Изменение положения автожира в горизонтальной плоскости достигается при помощи изменения угла наклона всей плоскости несущего винта.

Автожир так же как вертолет способен зависать в воздухе.

Если у автожира отказывает двигатель, это не значит верную гибель пилота. Если двигатель выключается, ротор автожира переходит в режим авторотации, т.е. продолжает вращаться от набегающего потока воздуха, пока аппарат движется со скоростью вниз. В результате автожир медленно спускается, а не падает камнем.

Разновидности

Несмотря на простоту конструкции, гирокоптеры обладают некоторой вариативностью конструкции.

Во-первых, данные летательные аппараты могут быть оснащены как тянущим винтом, так и толкающим. Первые характерны для исторически самых первых моделей. Второй винт у них расположен спереди, как у некоторых самолетов.

Вторые – имеют винт в задней части аппарата. Автожиров с толкающим винтом – абсолютное большинство, хотя обе конструкции имеют свои преимущества.

Во-вторых, автожир хоть и очень легкое воздушное средство передвижения, но он может перемещать еще пару пассажиров. Естественно для этого должны иметься соответствующие конструктивные возможности. Встречаются автожиры с возможностью перевозки до 3-х человек, включая пилота.

В-третьих, автожир может обладать полностью закрытой кабинкой для пилота и пассажиров, частично закрытой, или может вообще не иметь кабины, которая убирается в целях грузоподъемности или же лучшего обзора.

В-четвертых, может оснащаться дополнительными ништяками, типа автомата перекоса и проч.

Боевое применение

Эффективность автожира как ударного средства конечно невысока, но побывать некоторое время на вооружении СА он успел. В частности в начале XX века, когда весь мир был охвачен вертолетной лихорадкой, военные наблюдали за развитием в этой отрасли. Когда полноценных вертолетов еще не существовало, были попытки применять гирокоптер в военных целях. Первый гирокоптер в СССР был разработан в 1929 году под названием КАСКР-1. Затем в течении десяти последующих лет вышли еще несколько моделей автожиров, в т.ч. автожиры А-4 и А-7. Последний принимал участие в войне с финнами в качестве разведчика, ночного бомбардировщика и эвакуатора. Хоть в использовании автожира были определенные преимущества, все это время военное руководство сомневалось о его необходимости и на серийное производство А-7 так и не был поставлен. Затем в 1941-м началась война и было не до этого. После войны все силы были брошены на создание настоящего вертолета, а про автожир так и забыли.

Советский автожир А-7 был вооружен 7,62 пулеметами ПВ-1 и ДА-2. Так же была возможность крепить бомбы ФАБ-100 (4 шт.) и неуправляемые реактивные снаряды РС-82 (6 шт.)

История применение автожиров в других странах примерно такая же - аппараты использовались в начале XX века французами, англичанами, японцами, но при появлении вертолетов, практически все автожиры были списаны.

Сабж и ПА

Наверное и так понятно почему сабжем "Техники ПА" стал именно автожир. Очень простой, легкий, маневренный - его при определенной прямости рук и можно собрать в домашних условиях (видимо отсюда появились байки о зеках и вертолете из бензопилы "Дружба").

Несмотря на все его достоинства, мы получаем хорошую возможность покорять воздушное пространство в очень хреновых окружающих условиях.

Помимо банального перемещения по воздуху и перевозки мало-мальского груза, мы получаем неплохую боевую единицу, которую можно тактично использовать в разведывательных и патрульных операциях. Более того, вполне возможна установка автоматического оружия, а также использования боевых снарядов для бомбометания. Как говорится, голь на выдумки хитра, было бы желание.

Итак, подведем итоги. Преимущества сабжа я разделил на абсолютные и относительные. Относительные - сравнительно с другими летательными аппаратами, абсолютные - сравнительно с транспортными средствами вообще, в т.ч. и наземными.

Абсолютные преимущества

Простота изготовления и ремонта

Простота эксплуатации

Простота управления

Компактность

Низкий расход топлива

Относительные преимущества

Высокая маневренность

Устойчивость к сильным ветрам

Безопасность

Посадка без пробега

Низкие вибрации в полете

Недостатки

Низкая грузоподъемность

Низкая защищенность

Высокая чувствительность к обледенению

Достаточно сильный шум толкающего винта

Специфические недостатки (разгрузка ротора, кувырок, мертвая зона авторотации и др.)

ЮТруб о сабже

Источники:

сабж на Вики

сабж своими руками

Автожиры II МВ

Ваша оценка: None Средний балл: 9 / голосов: 81
Комментарии

зачОт, 10

у солдата вечность впереди, ты её со старостью не путай

Да, вся эта малая авиация - чистой воды апокалипсис! Все эти авиетки, автожиры. дельталёты и прочее - полный пестицид! В своё время предлагали прокатиться - отказался. На таком чуде техники летать!!!!??? Суицидальная тенденция, однако! Хотя, рядом с домом находится часть ВВ, у них там что-то подобное есть в "парке", то ли для снайперов, то ли для разведки!?

+8 топику.

...И вообще, какая разница, упадёт тебе на голову тонна кирпича или десять тонн?..

Тема зацепила!:) Кому интересно - гляньте-ка, например. здесь:

http://pro-samolet.ru/samolet-japan/samoleti-imper...

:-0 Внимательно читайте последние абзацы!

...И вообще, какая разница, упадёт тебе на голову тонна кирпича или десять тонн?..

Жаль, что эту статейку я не нашел на момент написания поста(

___________________________

"...Прости им, Отче, ибо они не ведают, что творят..."

"Несмотря на все его достоинства, мы получаем хорошую возможность покорять воздушное пространство в очень хреновых окружающих условиях." - вот эту фразу не совсем понял:) "Очепятка" наверное.

Да, очепатался малек)

___________________________

"...Прости им, Отче, ибо они не ведают, что творят..."

С возвращением, камрад. Тема зачОтная, десятка.

Рад стараца)

Кстати, никто не знает, где Кулешоф??)) Очень знаете ли хочется услышать тонны объективной критики))

___________________________

"...Прости им, Отче, ибо они не ведают, что творят..."

Да здесь он где-то, поблизости.... Сам его давно не видел.

"Skinner" пишет:
Кстати, никто не знает, где Кулешоф??))

Кто ищет - тот найдёт. Я вообще-то сейчас добрый (праздники сказываются наверное), вот "10" тебе поставил :) Но автожиру для комплектности чугунную сковородку надо добавить, что пилоту злые люди яйца не отстрелили :)))

Таки заглянул к нам на огонек)

"kuleshoff.a" пишет:
(праздники сказываются наверное)

То, что добрый, это конечно хорошо, только не переусердствуй там сильно с праздниками-то))

"kuleshoff.a" пишет:
Но автожиру для комплектности чугунную сковородку надо добавить

По-хорошему, тут одной сковородой не обойдешься, тут целый кухонный набор нужен с примесью титана)

___________________________

"...Прости им, Отче, ибо они не ведают, что творят..."

Мне один момент не понятен, у него один винт несущий, почему сам аппарат вокруг своей оси не вращается за счет инерции.

Я не спец в этой области, и расписать в красках не могу, но, видимо, не вращается он из-за эффекта авторотации. За все время полета несущий винт автожира вращается свободно, на него не действует двигатель. Двигатель разкручиват винт только в самом начале , перед полетом, что бы набрать необходимое количество оборотов, потом двигатель вращает только толкающий винт.

У вертолета же наоборот, двигатель вращает несущий винта постоянно на протяжении всего полета.

___________________________

"...Прости им, Отче, ибо они не ведают, что творят..."

В юности увлекался авиамоделизмом -в теории авиастроения далеко не спец,но все что помню из журналов-Моделист Конструктор- и -Техника Моложежи- так то что самостоятельно построить автожир не в пример легче чем скажем вертолет. Хотя этот аппарат наряду с достоинствами в равной степени впитал в себя и недостатки обоих родителей.(моноплана и геликоптера) Уж если и грезить небом постапа то лучше на параплане. Парашют и пропелер за спиной как у карлсона:)

Все тоже самое на дровах и каменном угле, тогда подойдет. Иначе - ...... даже комментировать не нужно, сначала извольте нефтеперегонный куб изготовить.

"ozonator" пишет:
Все тоже самое на дровах и каменном угле

А мсье знает толк в извращениях)

___________________________

"...Прости им, Отче, ибо они не ведают, что творят..."

Быстрый вход