Рецензия 2035

Только что я дочитала новый роман Д.Глуховского “Метро 2035;, заключительную часть трилогии “Метро”. Книга, что называется, бьёт по мозгам, запутывает, но постепенно расставляет всё по своим местам. Становится понятно, откуда у чего ноги растут.

Что мы обычно подразумеваем под жанром “постапокалипсис”? Это разрушенные города, бродячие одичалые собаки, зомби всякие, монстры во множестве вариаций, пандемии, смертельные вирусы, горстка выживших и поиски убежища. Примерно. Но это я так, грубо набросала.

По мере прочтения “Метро 2035; можно услышать треск разрывающегося шаблона, в который обычно многие авторы втискивают литературу о Конце света. Здесь нет монстров, кроме людей. Самая большая опасность не радиационный фон, не грунтовые воды, грозящие смыть к Дьяволу станции-государства, не чудовища, выбравшиеся из ночных кошмаров, а интриги. Главный герой, Артём, неоднократно сравнивал людей, живущих в метро, с кротами. А ведь там, в убежище, в московской подземке, есть не только кроты. Есть ещё крысы, тянущие к себе всё, что плохо лежит. Есть пауки, раскинувшие свои невидимые сети повсюду. А в сетях кроты и крысы. А Артём, выходит, как летучая мышь. Летал над всем этим и видел всю картину сверху, целиком. Но кто в мире кротов, пауков и тоннельных крыс поверит одной-единственной летучей мыши? Никто. Кроты покрутят пальцем у виска и решат, что никакая он не летучая мышь, узнавшая что-то, тщательно скрываемое пауками-интриганами, а просто зазнавшаяся крыса, продавшаяся врагам за жизненное пространство, патроны или мешок сушёных грибов.

А Артёму тесно, тесно летучей мыши в бесконечных тоннелях метро, по которым больше никогда не будут ходить поезда. И хочется ему назад, под небо, прочь от станционных сводов, наверх, в Мир, в жизнь. Зачерствевший от горя, тесноты и чувства вины мечтатель, страстно желающий нести отчаявшимся, запертым в норах, людям надежду на лучшую жизнь, на жизнь там, на поверхности, в городах, под солнцем. Однако…кто же его услышит в грохоте выстрелов, в напыщенных пропагандистских речах, в стонах из борделей, в хрюканье свиней и в вое тревожных сирен? Кому нужно назад, наверх? Зачем стремиться жить, как раньше, если можно оставаться кротами, пауками и крысами? Если можно грызть друг друга в войнах, отвоевывать станции, врать, придумывать себе врагов в лице таких же людей? Кажется, в этой книге солнце нужно только парочке “юродивых”, мечтателей, укативших в рассвет, к океану, на серебристой машине.

А теперь серьёзно и по существу.

Первое, что бросается в глаза при прочтении книги - это диалоги. Бесконечные, не разбавленные ничем диалоги. Не знаю, как у остальных, а моё воображение не умеет цепляться за сплошные реплики. Создавалось впечатление, что автор попросту набросал эпизод, будто боялся его забыть, а добавить антуража, чтобы было интересней, не счёл нужным. Будто спешил, честное слово, будто кто-то подгонял: давай, мол, пиши быстрее.

Второе, что мне не понравилось, это обилие мата. Это не так страшно, но всё-таки.

Честно, в "Метро 2033", как мне кажется, была уже законченная история, пусть и с открытым финалом.

"...- Как мы славно их взгрели, а? Будут знать, как к нам с мечом! – потирал руки Ульман. – А, Артём? Артём!

Весь Ботанический сад, а заодно и ВДНХ превратились в одно страшное огненное месиво, огромные клубы жирного чёрного дыма лениво поднимались в осеннее небо, и багровое зарево чудовищного пожара мешалось с нежными лучами восходящего солнца.

Артёму стало невыносимо душно и тесно. Он взялся за противогаз, сорвал его и жадно, полной грудью вдохнул горький холодный воздух. Потом вытер выступившие слёзы и, не обращая внимания на окрики, стал спускаться по лестнице вниз.

Он возвращался в метро.

Домой".

Конечно, это моё субъективное мнение, а на вкус и цвет, как говорится, товарища нет и все фломастеры разные. Но "Метро 2035" словно вылепили наспех, все время кажется, что чего-то там не хватает.

Ваша оценка: None Средний балл: 5.4 / голосов: 24
Комментарии

Олька, ты раньше вроде рассказы писала, а теперь рецензии. Чо стряслось то?

Я до сих пор их пишу. http://www.proza.ru/avtor/dirtydiana - вот страница. Просто на постап пока не тянет. Хватит пока с меня этого дурацкого романчика))

Глуховский туповатый антикоммунист. И если второе еще можно отбросить при чтении, то первое делает его книги просто мусором. Чего хотя бы стоит смертельно отравленный воздух на поверхности, при двух "дырах" в метро. :)

Туповатый мягко сказано.

Эти две вещи связаны, как правило тупые люди исповедуют антикоммунизм. Им нравится либо царское ярмо, когда они прислуга у дворян либо либерастское, когда они прислуга у олигархата и прочих богачей.

Придуркам сложно всосать, что бесплатное высшее образование, 8 часовой рабочий день, отпуск, декрет, больничный и пенсия, я уж не говорю про всякие там квартиры, земельные участки и путевки в санатории это не признак тоталитарного деспотизма, а нормальная забота государства. Но капитализм держится на придурках, которые как рабы в известном изречении мечтают не о свободе, а о своих рабах.

Не верь, не бойся, не проси.

Быстрый вход