Кризис жанра книг (фильмов) о ПА.

После нескольких лет поиска хороших книг(фильмов), с оригинальным сюжетом про ПА, я окончательно разочаровался. Читать-смотреть нечего! Вернее так: книги про ПА и фильмы издаются нескончаемым потоком, вот только сюжет в них один на всех.

Сложилась удивительная ситуация, когда писатели и сценаристы современности, черпают вдохновение у классиков фантастики 70-х, 80-х и 90-х годов. Один цикл СТАЛКЕР чего стоит- сотни книг развивающих сюжет пикника на обочине. Причем если писатели 90-х, например Головачев (книга Схрон), перерабатывали эту идею глубоко и скрупулёзно, и вставляя лишь эпизодично, то современные авторы даже не задумываются об оригинальности. Доходит до такой пошлости, что весь смысл книги сводится к поискам определенного типа оружия в недрах заброшенных заводов.

То, что идеи Стивена Кинга, Рэя Бредбери, Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна, Ричарада Мэтисона, Николая Андреева, Джона Уиндема и других копируются почти полностью, но на более низком уровне, я уже как то и привык… Но теперь, копируют уже тех, кто заимствовал идеи у классиков! Очень яркий пример Андрей Круз, который, по моему мнению, написал сагу про зомби, почти полностью повторив сюжет (суть) книги «День триффидов» 1951 года, а теперь по мотивам книги Круза созданы десятки книжек. А уж эпизоды из «Бегства земли», «мальвиля», «почтальона», «мира пауков» и «Я легенда» попадаются почти в каждой книге про ПА. И все бы ничего, но читая эти книги ужасаешься тому, что читателю не дают возможность фантазировать- сюжеты расписаны и разжеваны, описано все- начиная от цвета камуфляжа ГГ до тональности стонов героини. В результате фантастика превращается в документальное описание событий.

Идея про «метро» была бы классной, если бы в книге был заложен двойной смысл и присутствовала бы хоть какая то интрига. А так, линейный сюжет где герой по уровням идет туда-не знаю куда и ищет то- не знаю что.

Про техническую грамотность хочется сказать отдельно. Такое ощущение, что писатели поделились на 2 типа: те, кто не вылазит из википедии и тех, кто забил на все и пользуется своими школьными знаниями. Из за чего, ГГ становятся суперменами, знающими все на свете и помнящими все настолько хорошо, что помнят все размеры, допуски и материалы АК), либо их ГГ стреляет из трехлинейки патроном 5,45, а у некоторых натовский 5,56 «с трудом досылается» в АК (5,45).

И вот почему же так складывается, что года идут, а качество ПА прозы падает?

Комментарии

Шедевры не пекутся, как блины, оригинальную идею нужно прорабатывать годами, что с современной нацеленностью на прибыль сейчас затруднительно. Ситуация похожа на проблему с детективами, где хорошие книги невозможно отыскать среди множества написанных на скорую руку низкокачественных произведений.

Думаю, что работы Круза больше смахивают не на "День триффидов", а на фильмы Джоржа Ромеро.

Недавно прочитал трилогию "Исчадия техно" Каменистого. Понравилось. И его же "Радиус поражения". Вполне читаемо.

"..И вот почему же так складывается, что года идут, а качество ПА прозы падает?.."

Все равно купят (с). Вот Авторы обычно и не стараются напрягаться, выдумывая, прорабатывая и привнося в истории нечто новое, выходящее за упорно навязываемые рамки, что читатель\издатель может не оценить и в итоге книга, пусть и хорошая, но сделанная не так как прочие лит.поделки - на бумаге не выйдет.

Возьмём для примера "попаданческую" фантастику из серии "с ноутбуком к Сталину". Множество книг походит друг на друга и их успешно издают на бумаге(и наверное, даже покупают) - но помню, читал на самиздате некоторые не совсем привычные варианты - в которых в том числе и благодаря участию "попаданца" изменения Истории таковы что ВОВ, начавшись на пару лет позже начинается с ядерных ударов, Третий Рэйх оказывается победителем во Второй Мировой Войне (хотя там и Союз не проиграл) + уничтожается Британская Империя и происходят другие, не менее интересные события. Что любопытно, первую часть сей истории с провалом героя в прошлое на бумаге все же выпустили, но продолжение с результатами прогресорства - уже нет. Поэтому чего удивляться нескончаемому наплыву на прилавки магазинов книжного аналога фастфуда со стакерами\мутантами\ зоной\ аномалиями и прочего сплава мистики с ПА-технофентези. Первые книги приняли - и от этих не откажутся, даже если ещё хуже по качеству будут.

Впрочем, смею надеяться что среди всех этих сотен и сотен книг, возможно всё же отыщутся свои изюминки, цепляющие хотя бы смачно прописанным трешем и кровавой чернухой в стиле незабвенной "Еды и патронов".

Наверняка купят! и как то страшно, что в книжном бизнесе спрос рождает предложение. Раньше книги заставляли людей шире взглянуть на мир, мечтать, стремиться...А сейчас уровень книг опускается до уровня неокрепших мозгов читателей.

В школе мы зачитывались фантастикой а потом задалбливали вопросами учителей. Читали теории времени, размышляли над искривлением пространства и над прорехами в 3 законах робототехники. В старших классах Хайнлайн, Мор и Бредбери подтолкнули к изучению трудов Маркса, Смитта, Ленина, Зомбарта, Вебера. До хрипоты спорили с учителем истории об идеальной политической системе и недостатках анархии, капитализма, коммунизма и социализма. А сейчас книги настолько незатейливы, что после прочтения не вспомнишь о чем она.

Это я все к чему. Неужели полет научной мысли иссяк? Неужели нет больше Жюлей Вернов и Айзеков Азимовых нашего времени? Почему мы мечтали о путешествии на луну, к Кассиопеи, во времени, а сейчас мечтают найти "лут" и зафигачить "кровососущую мразь".

"..Неужели полет научной мысли иссяк?.."

Скорее наступило своеобразное разочарование. Выше ты приводишь пример из времён своей юности (так понимаю относящееся к периоду 80-х годов советской эпохи?) - когда выходило множество книг, рисовавших утопические картины будущего с космоэкспансией человечества, терраформингом и прочим прогрессорстом - но вот прошли десятилетия и Будущее наступило. Однако оно оказалось другим и не совсем тем, что ожидалось. Яблони на Марсе не цветут, города под куполами на Луне не возводятся, да и на Земле жизнь не то чтобы улучшилась, скорее наоборот - не считая прогресса в отдельных областях техники, можно сказать что наблюдается образный процесс регресса - нарастают проблемы с экологией(нехватка чистой воды, мусорные кризисы, разливы нефти), демографические перекосы с массовым наплывом мигрантов (которые вместо того чтобы "переплавится" и становится европейцами, тащат с собой в Европу свои "афганистаны и сомали"), в свою очередь провоцируя часть коренного населения белых стран на ответную ксенофобскую радикализацию, что в перспективе может обернутся этаким чернушным ренесансом всевозможных диктатур(или же, если толерантность гейропцев нациствовать не позволит - победой нового Халафата). Так что глядя на всё это, чего удивляться что прошлые, во многом наивные книжные мечты о "полдне ХХI века", олицетворяющем светлое будущем сменились тем же кровавым "Вархаммером", где объединённое Человечество в далёком будущем действительно вырвалось в космос, колонизировав множество миров, вот только только ценою этого были практически бесконечные военные конфликты со всевозможными расами пришельцев(плевать, что они тоже разумны, ксеносы должны сдохнуть!Даёшь геноцид!) а так же с друг другом (убей мутанта, сожги еретика. Можно даже заодно с планетой!). Интересно, чтобы сказал о том книжном сериале известный сов. фантаст Ефремов? Назвал нацистской поделкой и брезгливо отбросил бы от себя те книги? А ведь это ещё можно сказать отчасти нормальный вариант, поскольку при всех жестокостях, нетерпимости и архаичном антураже - изображённый там Империум Человечества будущего все же силён и борется за место среди звезд напрягая все силы.

В то время как метроглуховская серия рисует в будущем Человечеству и вовсе беспросветную жопу.

"..Почему мы мечтали о путешествии на луну, к Кассиопеи, во времени, а сейчас мечтают найти "лут" и зафигачить "кровососущую мразь"

Ну, положим о путешествиях во времени сейчас на прилавках книжных развалов книг множество, причём их создатели с завидным упорством отдают предпочтение путешествию в советскую эпоху конца 30-х, начало сороковых годов, где в меру своих сил и способностей пытаются прогрессорствовать, либо участвуя в ВОВ ( большая часть рецептов от прогрессорствующих "попаданцев" обычно сводится либо к уменьшению потерь в войне, либо к реформам, призванным улучшить жизнь после, отчего обязательно наступит коммунизм и всеобщая благодать. А вот о том, сколько десятков или даже сотен миллионов новых врагов для этого придётся принести в жертву битвы за будущее - Авторы тех историй обычно писать не желают. Но есть исключения:

"Дождавшись зеленого сигнала светофора, я перешел улицу и вступил на центральную парковую аллею. Парк здесь был, в общем, такой, как и у нас. Все как всегда – березы, лиственницы, американские клены, ели, кусты жасмина. Кругом все те же старомодные скамейки, урны и фонари. Ширина аллеи сохранилась вроде бы прежней, только под ногами была не новомодная мелкая брусчатка, а опять-таки большие квадраты бетонных плит, от которых у нас избавились еще в начале 1990-х. Массивные гранитные кубы у входа сменились двумя более изящными лепными столбами с завитушками из дубовых и еще каких-то, по-моему, лавровых листьев. «Парк Побед» – прочитал я надпись на них. Именно так – из слова «победы» каким-то образом пропала конечная буква «ы». Интересно, у них тут что, не одна великая победа была, а сразу несколько? Масштабный подход. Это что-то новенькое… Справа от главной аллеи замер на постаменте серо-зеленый танк с гвардейским знаком на башне. Только здесь это был не привычный мне Т-34-85, а Т-54 образца 1946 года, с неклассической для этого танка башней с так называемым «заманом» (то есть обратным скосом) и контейнерами для пулеметов СГ-43 на надгусеничных полках. На постаменте было написано «Слава советским танкистам!» и более ничего. Ладно, в конце концов, танк как танк. Пусть и не той модели.

А вот слева вместо здания «Музея боевой славы» среди лиственниц и берез торчал на высоком, задранном к небу постаменте диковинный серебристый летательный аппарат с красными звездами. Далеко не сразу я догадался, что это такое. Больше всего неизвестный агрегат напоминал экспериментальный бомбардировщик-ракетоплан (он же крылатая ракета) «Буря» С. Лавочкина. Правда, прототип «Бури» летал в беспилотном исполнении, а у этого наличествовал длинный фонарь пилотской, да еще, похоже, и двухместной кабины, какие-то странные подвески из продолговатых металлических штуковин, похожих то ли на подвесные баки, то ли на бомбовые кассеты. Ну и кроме того, аппарат на постаменте имел красный бортовой № 25 с тонкой черной окантовкой и полный комплект опознавательных знаков ВВС СССР. На постаменте, как и следовало ожидать, наличествовала крайне информативная надпись «Слава советским летчикам!».

Обдумывая, кто и с кем бы это мог воевать на пилотируемом варианте «Бури», я вернулся на главную аллею и двинулся к центральному монументу. Да, здесь памятник был другой. Я бы даже сказал – радикально другой. Стела была выше и смотрелась как-то богаче, а вместо фигуры некогда закрывшего собой амбразуру вражеского ДЗОТа рядового стояло сразу несколько скульптурных композиций. Вечный огонь был выведен не прямо над гранитными плитами, как у нас, а заключен в вычурную чашу с надписью «Никто не забыт, ничто не забыто». Не люблю я это выражение, так же как и формулу «Вечная память». Есть в этих выражениях что-то не очень искреннее, поскольку у нас очень быстро забывают буквально все, а никакой «вечной памяти» в действительности не существует. В центре же композиции я с большим удивлением увидел две до боли знакомые фигуры. А именно – В.И. Ленин в компании И.В. Сталина стоял на возвышении над огромным глобусом, на котором отсвечивали позолотой очертания континентов. Ильич, привычно задрав бороденку, указывал простертой над глобусом рукой куда-то, видимо, в светлую даль, а задумчивого вида Коба как бы простирал над глобусом растопыренную пятерню. Фигуры были опять-таки в откровенно винтажном стиле, из чего я сделал вывод, что здешний монумент поставлен явно раньше привычного мне 1985 года.

Пониже глобуса с двумя вождями на гранитных постаментах, как бы опоясывая вечный огонь, стояли еще три скульптурные группы. Слева – обмотанный пулеметными лентами матрос в бушлате и бескозырке с мосинской винтовкой на плече, бородатый солдат в шинели и папахе с нашитой наискось лентой и девушка в буденовке и кожаной куртке, с кобурой маузера на боку. Подпись – «Героям Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917–1922 гг.». По центру располагалась вторая группа, тоже вполне себе классическая – солдат в стальной каске, гимнастерке и плащ-палатке, с автоматом ППШ на груди. Рядом с ним танкист, в шлеме и комбезе с ППС наперевес и девушка в военной форме и пилотке, с санитарной сумкой под мышкой и наганом на ремне. «Героям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» – гласила подпись. А вот третья, правая, скульптурная группа оказалась интереснее всех. В центре – солдат в пилотке и каком-то очень хитрого вида комбинезоне с большим количеством карманов, наколенниками и налокотниками. На груди – автомат АК-47, на боку противогаз, а за спиной… Нет, вовсе не рюкзак. Агрегат за спиной у этого бронзового солдата имел снизу нечто вроде ракетных дюз. Ранцевый движок, что ли? Ого, ничего себе?! Рядом с «человеком-ракетой» застыл некто в скафандре и гермошлеме. Сразу и не поймешь – космонавт или какой-нибудь летчик-стратосферщик (а может, и пилот той самой «Бури» с постамента). Но на боку – большая кобура. Третьей в этой скульптурной группе была девушка в туфлях, халате и круглой шапочке с чем-то, похожим на папку, в руках. Не определишь – то ли имелся в виду медик, то ли это символ какого-нибудь ученого. Химика или, к примеру, физика. А вот подпись под этой троицей была еще интереснее: «Героям Великой Освободительной войны 1951–1962 гг.».

Так вот какие у них тут были громкие победы, оказывается! Значит, воспользовались все-таки моим подарочком…

Я медленно обошел монумент справа. И в стороне, позади него, там, где никогда не стояло ничего подобного (в этом месте всегда торчала беседка с характерной треугольной крышей, имевшая в народе название «Дельтаплан»), узрел еще один постамент, на котором покоился серо-голубой, с темно-зеленым низом и белой ватерлинией торпедный катер. Хотя нет, пардон, приглядевшись внимательнее, я понял, что это катер из ранних ракетных, что-то в духе обычного «Комсомольца», но вместо торпедных аппаратов по бокам от его рубки торчали два гофрированных ракетных контейнера. Надпись на постаменте особой оригинальностью не отличалась: «Слава советским морякам!» А вот слева я увидел нечто совсем интересное – там, где прежде, а точнее, в «нашей» реальности был похоронен умерший в 1985 году единственный в нашей республике Дважды Герой Советского Союза Муса Галиев, я обнаружил сразу две могилы, а над ними – гранитные постаменты, увенчанные бронзовыми бюстами. Две вполне мужественные головы, один, похоже, был в кителе с открытым воротником, галстуком и погонами, а второй в чем-то вроде летного или десантного комбеза или, к примеру, маскхалата. А вот подписи – это для меня было самым интересным. «Дважды Герой Советского Союза полковник Салимьянов Равиль Мустафиевич. 1921–1963 гг.», а чуть пониже – силуэты двух золотых звездочек, напротив первой подпись: «Кёнигсберг 1945 г.», а под второй – «Мидлсбро 1952 г.». Ничего себе, получается, здесь уже в начале 1950-х годов советская армия высаживалась в Англии? Интересно, с моря или с воздуха? Или и так, и сяк? Впрочем, надписи под вторым бюстом оказались еще забавнее: «Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Дубовик Анатолий Иванович. 1924–1989 гг.», а под звездочками: «Сиэтл 1958 г.» и «Монтевидео 1962 г.».

Представил, как наши танковые армады и десантники с ранцевыми движками без труда перемахивают Эльбу, Рейн и Ла-Манш, как ракетопланы Лавочкина и обычные самолеты разносят в пух и прах глубокие тылы НАТО, а сотни ракетных катеров топят все, что может плавать в Атлантике. Как грозный и неуязвимый противник спускается с орбиты прямо на головы американцам, и небо над Соединенными Штатами озаряется сотнями адских вспышек того самого взятого как трофей у нацистов «чистого» ядерного оружия. Как советская морская пехота чуть позже высаживается с морских или орбитальных кораблей в Южной Америке. Как оставшиеся от крупных городов западного полушария руины или кратеры зарастают бурьяном, а новоиспеченные американские колхозники спустя несколько лет снимают «гарний урожай бурякив» с полей Техасщины и Аризонщины.

Нет, меня эти картинки отчего-то совсем не обрадовали. Но тем не менее отступать было уже поздно. Поскольку, похоже, именно из-за моих недавних действий и возникла-таки эта новая, где-то страшноватая, но вполне убедительная, альтернатива нашей реальности..». (фрагмент из книга В.Морозова "Принуждение к войне")

А если подумать над вышеотмеченным вопросом о смене мечты о звездах погоне за "лутом" серьёзно, ответ можно отыскать в творчестве писателя Максима Калашникова \Владимира Кучеренко, он вообще много в своих книгах над этой проблемой рассуждает. Если конечно не отвратят названия док. книг - "Низшая раса", "Кровавый XXI век.Марш в преисподнюю", "Гнев орка", "Крещение огнём" и тд.

спасибо за развернутый ответ! прочитал с удовольствием. но вопрос больше не в том что сейчас перестали мечтать, а в том что мечтать стали мелко. Если брать книги из серии "переиграть войну" то в 60-90 за эту тему массово не брались потому что люди стремились к новым победам. Они чувствовали как время идет вперед ведь им повезло увидеть как лошадей заменил трактор, как фанерный самолет стал боингом, как на месте полей развернулись заводы, как вместо лопат карьеры стал копать экскаватор, как те, кто не мог оторваться от земли менее чем за 80 лет полетели в космос... Им было не интересны влажные фантазии в сослагательном наклонении. Они, пережившие гражданскую войну, разруху, тридцатые годы, ВОВ и т д мечтали о мире. Даже линия партии была основана на стремлении к миру. Не зря же в массовой культуре не было воинствующих призывов...

А сейчас писатели мыслят категориями реваншизма, затаенных обид, комплексов... Нет широты мышления, нет стремления к великому...

"..Даже линия партии была основана на стремлении к миру. Не зря же в массовой культуре не было воинствующих призывов.."

А это смотря в какой, вернее в чьей культуре. У Запада с этим всё было в порядке, хотя помимо зарисовок своего светлого Будущего, там выходило и немало мрачных историй ( и их по сей день бывает интересно почитать). А вот у нас... Я понимаю, почему после ВОВ (воплотившей в себе то, что прежде казалось немыслимым) у наших наблюдалось неприятие боевой фантастики, а а антиутопиям - и подавно. В итоге, за это пришлось заплатить...

Так что понятно, почему сейчас писатели мыслят категориями реваншизма, затаенных обид, комплексов и у них нет широты мышления. Вернуть бы былое - вот и всё стремления к великому (эталон - Союз-семидесятых). Вот только что забавно, скорее всего многие из них начнут плеваться или возмущаться, доведись им читать цикл "Красные Звезды" Ф. Березина, "Умри стоя" Артёма Мичурина или хотя бы "Красный реванш" Максимушкина - потому как в тех книжных реальностях сохранившийся или же возрождённый СССР какой-то не такой какой был в реале и куда более злой и зубастый. У Березина Союз так или иначе контролирует считай всю Евразию, большую часть Африки, Австралии и Антарктиды - но зато в том мире вялотекущая Третья Мировая идёт с Западом уже более полувека, случилось две "атомных эскалации" (Корейская и Карибская война) да и химическое оружие применялось не раз. Бунтуют какие-то там дикие чёрные племена в Африке - ничего страшного, зальём их зоманом, этим обезьянам все равно тонкости марксизма не постичь. Мы контролируем не самую лучшую часть Австралии, а в Антарктиде не комфортно из-за вечной стужи? Наплевать! Превратим те земли в атомные полигоны, не в Казахстане же заряды субгигатонного класса испытывать? Очередное обострение с Западом наступает и нужно на всякий случай предпринять часть специальных мероприятий? Всё в порядке. Расстрелянные команды деловито "валят" не подлежащих эвакуации заключённых в спешно выкопанные экскаваторами ямы, всё привычно и ничего страшного... А в остальном - мир интересный. Правда в космос там наши так и не полетели, ведь все ресурсы надо направить на борьбу с непримиримым заокеанским кап.врагом. Вот устроим их континенту пропарку "термоядерным утюжком" (это же капиталистические клопы-кровососы! Скоро мы всех их сожжём, благо своё глобальное ПРО совершенствуется уже давно!) - и можно будет со спокойной совестью заняться мирным освоением космоса...

Нео-Евразийский союз же в мире Мичурина - ещё круче! Тут и евгеника и киберпанк, генномодифицированные солдаты на многочисленных фронтах храбро истребляют амеров, халифатцев, китайцев и всех кто не с нами. (Потому что, как говаривал один из героев, учитель-наставник в школьном военном лагере - каждый кто не с нами - ВРАГ! А каждый враг должен сдохнуть! И да, выпускной экзамен с уничтожением пленных-китайцев - тоже часть учебной программы). Впрочем, поскольку на сайте уже публиковались главы из того замечательного произведения, перечислять прочие "изюминки" не буду, благо что с ними легко можно самостоятельно ознакомится. Реваншистский мир Максимушкина чуть более гуманен, хотя... Там в результате применения врагом этно-избирательного вирусного оружия на планете где-то на пару миллиардов негров, китайцев, арабов, индусов и прочих японцев, малазийцев - поменьше стало. Но зато между СССР и Западом наступила временная разрядка, а то чуть ранее знатное рубилово в Сербии устроили...Так и до глобальной ядерной войны не далеко было, зато теперь, подсократив число лишних ртов, можно заняться некоторыми другими проблемами. И даже начать разрабатывать полезные ископаемые на Луне.

Жаль только что несколько запоздали эти писатели со своим творчеством, пораньше надо было подобное на бумаге выпускать в пику мечтателю-Ефремову. Хотя тогда - разве цензоры позволили бы такие примеры Будущего? Ан нет, только штампованные поделки про грядущую Победу Коммунизма. А вот как он должен повсеместно победить и скольких для этого придётся уничтожить вместе с миром капитала, иначе битву за Будущее в реале не выиграть - такие вопросы лучше не поднимать. Вот в реальной истории вместо космических первопроходцев сначала получили героев-"афонь", а потом и несветлое будущее с обилием доступного бухла, китайских шмоток и гаджетов,, "пальмовой" жратвой, обилием наркоты и сетевой порнухи. "Что ж", сказал бы хорошо знающий русский язык китаец - "По мощам и елей". Поднебесная под своим красным флагом пошла другим путём и сейчас китайские фантасты пишут книги про то, как в будущем КНР будет колонизировать Луну и вообще править Землей. Так это или в реале будет не так - время покажет, а пока...Что бы там почитать из отечественной фантастики? Очередную историю о "крысьем" будущем в "метроглуховской" серии или "Черный день" Доронина перечитать? Не, на фиг депресухи, лучше продолжение АИ-сериала Влада Савина "Морской волк"...

я бы не назвал это кризисом жанра. Просто раньше не было столько доступного способа распространять свои книги, и коммерческий и читательский успех имели единицы. А сейчас интернет дает возможность любому графоману. И это хорошо.

Да и доступ к инфе огромен.

Быстрый вход