Кризис жанра книг (фильмов) о ПА.

После нескольких лет поиска хороших книг(фильмов), с оригинальным сюжетом про ПА, я окончательно разочаровался. Читать-смотреть нечего! Вернее так: книги про ПА и фильмы издаются нескончаемым потоком, вот только сюжет в них один на всех.

Сложилась удивительная ситуация, когда писатели и сценаристы современности, черпают вдохновение у классиков фантастики 70-х, 80-х и 90-х годов. Один цикл СТАЛКЕР чего стоит- сотни книг развивающих сюжет пикника на обочине. Причем если писатели 90-х, например Головачев (книга Схрон), перерабатывали эту идею глубоко и скрупулёзно, и вставляя лишь эпизодично, то современные авторы даже не задумываются об оригинальности. Доходит до такой пошлости, что весь смысл книги сводится к поискам определенного типа оружия в недрах заброшенных заводов.

То, что идеи Стивена Кинга, Рэя Бредбери, Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна, Ричарада Мэтисона, Николая Андреева, Джона Уиндема и других копируются почти полностью, но на более низком уровне, я уже как то и привык… Но теперь, копируют уже тех, кто заимствовал идеи у классиков! Очень яркий пример Андрей Круз, который, по моему мнению, написал сагу про зомби, почти полностью повторив сюжет (суть) книги «День триффидов» 1951 года, а теперь по мотивам книги Круза созданы десятки книжек. А уж эпизоды из «Бегства земли», «мальвиля», «почтальона», «мира пауков» и «Я легенда» попадаются почти в каждой книге про ПА. И все бы ничего, но читая эти книги ужасаешься тому, что читателю не дают возможность фантазировать- сюжеты расписаны и разжеваны, описано все- начиная от цвета камуфляжа ГГ до тональности стонов героини. В результате фантастика превращается в документальное описание событий.

Идея про «метро» была бы классной, если бы в книге был заложен двойной смысл и присутствовала бы хоть какая то интрига. А так, линейный сюжет где герой по уровням идет туда-не знаю куда и ищет то- не знаю что.

Про техническую грамотность хочется сказать отдельно. Такое ощущение, что писатели поделились на 2 типа: те, кто не вылазит из википедии и тех, кто забил на все и пользуется своими школьными знаниями. Из за чего, ГГ становятся суперменами, знающими все на свете и помнящими все настолько хорошо, что помнят все размеры, допуски и материалы АК), либо их ГГ стреляет из трехлинейки патроном 5,45, а у некоторых натовский 5,56 «с трудом досылается» в АК (5,45).

И вот почему же так складывается, что года идут, а качество ПА прозы падает?

Комментарии

Шедевры не пекутся, как блины, оригинальную идею нужно прорабатывать годами, что с современной нацеленностью на прибыль сейчас затруднительно. Ситуация похожа на проблему с детективами, где хорошие книги невозможно отыскать среди множества написанных на скорую руку низкокачественных произведений.

Думаю, что работы Круза больше смахивают не на "День триффидов", а на фильмы Джоржа Ромеро.

Недавно прочитал трилогию "Исчадия техно" Каменистого. Понравилось. И его же "Радиус поражения". Вполне читаемо.

"..И вот почему же так складывается, что года идут, а качество ПА прозы падает?.."

Все равно купят (с). Вот Авторы обычно и не стараются напрягаться, выдумывая, прорабатывая и привнося в истории нечто новое, выходящее за упорно навязываемые рамки, что читатель\издатель может не оценить и в итоге книга, пусть и хорошая, но сделанная не так как прочие лит.поделки - на бумаге не выйдет.

Возьмём для примера "попаданческую" фантастику из серии "с ноутбуком к Сталину". Множество книг походит друг на друга и их успешно издают на бумаге(и наверное, даже покупают) - но помню, читал на самиздате некоторые не совсем привычные варианты - в которых в том числе и благодаря участию "попаданца" изменения Истории таковы что ВОВ, начавшись на пару лет позже начинается с ядерных ударов, Третий Рэйх оказывается победителем во Второй Мировой Войне (хотя там и Союз не проиграл) + уничтожается Британская Империя и происходят другие, не менее интересные события. Что любопытно, первую часть сей истории с провалом героя в прошлое на бумаге все же выпустили, но продолжение с результатами прогресорства - уже нет. Поэтому чего удивляться нескончаемому наплыву на прилавки магазинов книжного аналога фастфуда со стакерами\мутантами\ зоной\ аномалиями и прочего сплава мистики с ПА-технофентези. Первые книги приняли - и от этих не откажутся, даже если ещё хуже по качеству будут.

Впрочем, смею надеяться что среди всех этих сотен и сотен книг, возможно всё же отыщутся свои изюминки, цепляющие хотя бы смачно прописанным трешем и кровавой чернухой в стиле незабвенной "Еды и патронов".

Наверняка купят! и как то страшно, что в книжном бизнесе спрос рождает предложение. Раньше книги заставляли людей шире взглянуть на мир, мечтать, стремиться...А сейчас уровень книг опускается до уровня неокрепших мозгов читателей.

В школе мы зачитывались фантастикой а потом задалбливали вопросами учителей. Читали теории времени, размышляли над искривлением пространства и над прорехами в 3 законах робототехники. В старших классах Хайнлайн, Мор и Бредбери подтолкнули к изучению трудов Маркса, Смитта, Ленина, Зомбарта, Вебера. До хрипоты спорили с учителем истории об идеальной политической системе и недостатках анархии, капитализма, коммунизма и социализма. А сейчас книги настолько незатейливы, что после прочтения не вспомнишь о чем она.

Это я все к чему. Неужели полет научной мысли иссяк? Неужели нет больше Жюлей Вернов и Айзеков Азимовых нашего времени? Почему мы мечтали о путешествии на луну, к Кассиопеи, во времени, а сейчас мечтают найти "лут" и зафигачить "кровососущую мразь".

"..Неужели полет научной мысли иссяк?.."

Скорее наступило своеобразное разочарование. Выше ты приводишь пример из времён своей юности (так понимаю относящееся к периоду 80-х годов советской эпохи?) - когда выходило множество книг, рисовавших утопические картины будущего с космоэкспансией человечества, терраформингом и прочим прогрессорстом - но вот прошли десятилетия и Будущее наступило. Однако оно оказалось другим и не совсем тем, что ожидалось. Яблони на Марсе не цветут, города под куполами на Луне не возводятся, да и на Земле жизнь не то чтобы улучшилась, скорее наоборот - не считая прогресса в отдельных областях техники, можно сказать что наблюдается образный процесс регресса - нарастают проблемы с экологией(нехватка чистой воды, мусорные кризисы, разливы нефти), демографические перекосы с массовым наплывом мигрантов (которые вместо того чтобы "переплавится" и становится европейцами, тащат с собой в Европу свои "афганистаны и сомали"), в свою очередь провоцируя часть коренного населения белых стран на ответную ксенофобскую радикализацию, что в перспективе может обернутся этаким чернушным ренесансом всевозможных диктатур(или же, если толерантность гейропцев нациствовать не позволит - победой нового Халафата). Так что глядя на всё это, чего удивляться что прошлые, во многом наивные книжные мечты о "полдне ХХI века", олицетворяющем светлое будущем сменились тем же кровавым "Вархаммером", где объединённое Человечество в далёком будущем действительно вырвалось в космос, колонизировав множество миров, вот только только ценою этого были практически бесконечные военные конфликты со всевозможными расами пришельцев(плевать, что они тоже разумны, ксеносы должны сдохнуть!Даёшь геноцид!) а так же с друг другом (убей мутанта, сожги еретика. Можно даже заодно с планетой!). Интересно, чтобы сказал о том книжном сериале известный сов. фантаст Ефремов? Назвал нацистской поделкой и брезгливо отбросил бы от себя те книги? А ведь это ещё можно сказать отчасти нормальный вариант, поскольку при всех жестокостях, нетерпимости и архаичном антураже - изображённый там Империум Человечества будущего все же силён и борется за место среди звезд напрягая все силы.

В то время как метроглуховская серия рисует в будущем Человечеству и вовсе беспросветную жопу.

"..Почему мы мечтали о путешествии на луну, к Кассиопеи, во времени, а сейчас мечтают найти "лут" и зафигачить "кровососущую мразь"

Ну, положим о путешествиях во времени сейчас на прилавках книжных развалов книг множество, причём их создатели с завидным упорством отдают предпочтение путешествию в советскую эпоху конца 30-х, начало сороковых годов, где в меру своих сил и способностей пытаются прогрессорствовать, либо участвуя в ВОВ ( большая часть рецептов от прогрессорствующих "попаданцев" обычно сводится либо к уменьшению потерь в войне, либо к реформам, призванным улучшить жизнь после, отчего обязательно наступит коммунизм и всеобщая благодать. А вот о том, сколько десятков или даже сотен миллионов новых врагов для этого придётся принести в жертву битвы за будущее - Авторы тех историй обычно писать не желают. Но есть исключения:

"Дождавшись зеленого сигнала светофора, я перешел улицу и вступил на центральную парковую аллею. Парк здесь был, в общем, такой, как и у нас. Все как всегда – березы, лиственницы, американские клены, ели, кусты жасмина. Кругом все те же старомодные скамейки, урны и фонари. Ширина аллеи сохранилась вроде бы прежней, только под ногами была не новомодная мелкая брусчатка, а опять-таки большие квадраты бетонных плит, от которых у нас избавились еще в начале 1990-х. Массивные гранитные кубы у входа сменились двумя более изящными лепными столбами с завитушками из дубовых и еще каких-то, по-моему, лавровых листьев. «Парк Побед» – прочитал я надпись на них. Именно так – из слова «победы» каким-то образом пропала конечная буква «ы». Интересно, у них тут что, не одна великая победа была, а сразу несколько? Масштабный подход. Это что-то новенькое… Справа от главной аллеи замер на постаменте серо-зеленый танк с гвардейским знаком на башне. Только здесь это был не привычный мне Т-34-85, а Т-54 образца 1946 года, с неклассической для этого танка башней с так называемым «заманом» (то есть обратным скосом) и контейнерами для пулеметов СГ-43 на надгусеничных полках. На постаменте было написано «Слава советским танкистам!» и более ничего. Ладно, в конце концов, танк как танк. Пусть и не той модели.

А вот слева вместо здания «Музея боевой славы» среди лиственниц и берез торчал на высоком, задранном к небу постаменте диковинный серебристый летательный аппарат с красными звездами. Далеко не сразу я догадался, что это такое. Больше всего неизвестный агрегат напоминал экспериментальный бомбардировщик-ракетоплан (он же крылатая ракета) «Буря» С. Лавочкина. Правда, прототип «Бури» летал в беспилотном исполнении, а у этого наличествовал длинный фонарь пилотской, да еще, похоже, и двухместной кабины, какие-то странные подвески из продолговатых металлических штуковин, похожих то ли на подвесные баки, то ли на бомбовые кассеты. Ну и кроме того, аппарат на постаменте имел красный бортовой № 25 с тонкой черной окантовкой и полный комплект опознавательных знаков ВВС СССР. На постаменте, как и следовало ожидать, наличествовала крайне информативная надпись «Слава советским летчикам!».

Обдумывая, кто и с кем бы это мог воевать на пилотируемом варианте «Бури», я вернулся на главную аллею и двинулся к центральному монументу. Да, здесь памятник был другой. Я бы даже сказал – радикально другой. Стела была выше и смотрелась как-то богаче, а вместо фигуры некогда закрывшего собой амбразуру вражеского ДЗОТа рядового стояло сразу несколько скульптурных композиций. Вечный огонь был выведен не прямо над гранитными плитами, как у нас, а заключен в вычурную чашу с надписью «Никто не забыт, ничто не забыто». Не люблю я это выражение, так же как и формулу «Вечная память». Есть в этих выражениях что-то не очень искреннее, поскольку у нас очень быстро забывают буквально все, а никакой «вечной памяти» в действительности не существует. В центре же композиции я с большим удивлением увидел две до боли знакомые фигуры. А именно – В.И. Ленин в компании И.В. Сталина стоял на возвышении над огромным глобусом, на котором отсвечивали позолотой очертания континентов. Ильич, привычно задрав бороденку, указывал простертой над глобусом рукой куда-то, видимо, в светлую даль, а задумчивого вида Коба как бы простирал над глобусом растопыренную пятерню. Фигуры были опять-таки в откровенно винтажном стиле, из чего я сделал вывод, что здешний монумент поставлен явно раньше привычного мне 1985 года.

Пониже глобуса с двумя вождями на гранитных постаментах, как бы опоясывая вечный огонь, стояли еще три скульптурные группы. Слева – обмотанный пулеметными лентами матрос в бушлате и бескозырке с мосинской винтовкой на плече, бородатый солдат в шинели и папахе с нашитой наискось лентой и девушка в буденовке и кожаной куртке, с кобурой маузера на боку. Подпись – «Героям Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917–1922 гг.». По центру располагалась вторая группа, тоже вполне себе классическая – солдат в стальной каске, гимнастерке и плащ-палатке, с автоматом ППШ на груди. Рядом с ним танкист, в шлеме и комбезе с ППС наперевес и девушка в военной форме и пилотке, с санитарной сумкой под мышкой и наганом на ремне. «Героям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» – гласила подпись. А вот третья, правая, скульптурная группа оказалась интереснее всех. В центре – солдат в пилотке и каком-то очень хитрого вида комбинезоне с большим количеством карманов, наколенниками и налокотниками. На груди – автомат АК-47, на боку противогаз, а за спиной… Нет, вовсе не рюкзак. Агрегат за спиной у этого бронзового солдата имел снизу нечто вроде ракетных дюз. Ранцевый движок, что ли? Ого, ничего себе?! Рядом с «человеком-ракетой» застыл некто в скафандре и гермошлеме. Сразу и не поймешь – космонавт или какой-нибудь летчик-стратосферщик (а может, и пилот той самой «Бури» с постамента). Но на боку – большая кобура. Третьей в этой скульптурной группе была девушка в туфлях, халате и круглой шапочке с чем-то, похожим на папку, в руках. Не определишь – то ли имелся в виду медик, то ли это символ какого-нибудь ученого. Химика или, к примеру, физика. А вот подпись под этой троицей была еще интереснее: «Героям Великой Освободительной войны 1951–1962 гг.».

Так вот какие у них тут были громкие победы, оказывается! Значит, воспользовались все-таки моим подарочком…

Я медленно обошел монумент справа. И в стороне, позади него, там, где никогда не стояло ничего подобного (в этом месте всегда торчала беседка с характерной треугольной крышей, имевшая в народе название «Дельтаплан»), узрел еще один постамент, на котором покоился серо-голубой, с темно-зеленым низом и белой ватерлинией торпедный катер. Хотя нет, пардон, приглядевшись внимательнее, я понял, что это катер из ранних ракетных, что-то в духе обычного «Комсомольца», но вместо торпедных аппаратов по бокам от его рубки торчали два гофрированных ракетных контейнера. Надпись на постаменте особой оригинальностью не отличалась: «Слава советским морякам!» А вот слева я увидел нечто совсем интересное – там, где прежде, а точнее, в «нашей» реальности был похоронен умерший в 1985 году единственный в нашей республике Дважды Герой Советского Союза Муса Галиев, я обнаружил сразу две могилы, а над ними – гранитные постаменты, увенчанные бронзовыми бюстами. Две вполне мужественные головы, один, похоже, был в кителе с открытым воротником, галстуком и погонами, а второй в чем-то вроде летного или десантного комбеза или, к примеру, маскхалата. А вот подписи – это для меня было самым интересным. «Дважды Герой Советского Союза полковник Салимьянов Равиль Мустафиевич. 1921–1963 гг.», а чуть пониже – силуэты двух золотых звездочек, напротив первой подпись: «Кёнигсберг 1945 г.», а под второй – «Мидлсбро 1952 г.». Ничего себе, получается, здесь уже в начале 1950-х годов советская армия высаживалась в Англии? Интересно, с моря или с воздуха? Или и так, и сяк? Впрочем, надписи под вторым бюстом оказались еще забавнее: «Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Дубовик Анатолий Иванович. 1924–1989 гг.», а под звездочками: «Сиэтл 1958 г.» и «Монтевидео 1962 г.».

Представил, как наши танковые армады и десантники с ранцевыми движками без труда перемахивают Эльбу, Рейн и Ла-Манш, как ракетопланы Лавочкина и обычные самолеты разносят в пух и прах глубокие тылы НАТО, а сотни ракетных катеров топят все, что может плавать в Атлантике. Как грозный и неуязвимый противник спускается с орбиты прямо на головы американцам, и небо над Соединенными Штатами озаряется сотнями адских вспышек того самого взятого как трофей у нацистов «чистого» ядерного оружия. Как советская морская пехота чуть позже высаживается с морских или орбитальных кораблей в Южной Америке. Как оставшиеся от крупных городов западного полушария руины или кратеры зарастают бурьяном, а новоиспеченные американские колхозники спустя несколько лет снимают «гарний урожай бурякив» с полей Техасщины и Аризонщины.

Нет, меня эти картинки отчего-то совсем не обрадовали. Но тем не менее отступать было уже поздно. Поскольку, похоже, именно из-за моих недавних действий и возникла-таки эта новая, где-то страшноватая, но вполне убедительная, альтернатива нашей реальности..». (фрагмент из книга В.Морозова "Принуждение к войне")

А если подумать над вышеотмеченным вопросом о смене мечты о звездах погоне за "лутом" серьёзно, ответ можно отыскать в творчестве писателя Максима Калашникова \Владимира Кучеренко, он вообще много в своих книгах над этой проблемой рассуждает. Если конечно не отвратят названия док. книг - "Низшая раса", "Кровавый XXI век.Марш в преисподнюю", "Гнев орка", "Крещение огнём" и тд.

я бы не назвал это кризисом жанра. Просто раньше не было столько доступного способа распространять свои книги, и коммерческий и читательский успех имели единицы. А сейчас интернет дает возможность любому графоману. И это хорошо.

Да и доступ к инфе огромен.

Быстрый вход