История советских БПЛА

Взято отсюда.

Сегодня, когда беспилотные летательные аппараты стали обычной принадлежностью в арсеналах многих государств, мало кто помнит, что одним из первых, кто дал путевку в жизнь этим весьма полезным машинам, был Советский Союз. Да, у нас более трех десятков лет успешно велись работы по созданию беспилотных комплексов самого разного назначения. Созданные в отечественных КБ, они многие годы состояли на вооружении, неся боевую службу по защите нашей страны. Их выпуск составлял тысячи единиц. История советских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) заслуживает отдельного рассказа, который автор статьи предлагает вашему вниманию.

Первые эксперименты по созданию беспилотных аппаратов проводились еще в 30-х годах прошлого столетия. Однако, несмотря на отдельные успехи, практического применения они в то время почти не получили. Слишком уж примитивными для этого были в то время технологии.

Ситуация изменилась лишь во второй половине 50-х годов. Практически одновременно в США и СССР начались работы над БПЛА, которые способны были осуществлять разведку в тылу противника и выполнять другие функции. В нашей стране разработкой занималось конструкторское бюро Туполева. Здесь в 1957-58 году приступили к созданию ряда беспилотных аппаратов разведывательного и ударного назначения. К первым относились машины ТУ-121 и ТУ-130ДП (Дальний планирующий). Они предназначались для нанесения ядерных ударов по объектам на территории противника. Работы в этом направлении продвинулись достаточно далеко, состоялись даже испытания прототипов. Однако, в связи с развитием межконтинентальных баллистических ракет оба проекта в самом начале 60-х годов были закрыты.

Второе направление для туполевцев оказалось гораздо более успешным. Результатом сало создание первого советского сверхзвукового беспилотного разведчика ТУ-123 «Ястреб». 23 мая 1964 года после государственных испытаний БПЛА был принят на вооружение Советской Армии. Всего было выпущено 52 машины этого типа, которые были размещены в западных округах страны. Их служба продолжалась до начала 80-х годов. Дальность полета аппаратов позволяла им выполнять разведывательные полеты над большей частью Европы (порядка 3600 км). А максимальная скорость 2700 км/ч давала все шансу уйти от ПВО вероятного противника.

ТУ-123 на пусковой установке

В середине 60-х годов КБ Туполева приступила к работам по созданию тактических и оперативно-тактических БПЛА. Новые машины получили название Ту-143 «Рейс» и ТУ-141 «Стриж». Их основным назначением должна была стать фото и телевизионная разведка на расстоянии от нескольких десятков до нескольких сотен километров от места запуска. Первым на испытания в 1972 году поступил комплекс ТУ-143. Четыре года проверок показали высокие летные качества этой машины. В результате, беспилотный разведывательный комплекс «Рейс» был принят на вооружение в 1976 году. Он стал наиболее массовым БПЛА, который в то время состоял на вооружении во всем мире. До окончания серийного производства в 1989 году было выпущено 950 таких машин. Это надежное и высокоэффективное средство тактической разведки отлично зарекомендовало себя во время эксплуатации.

БПЛА ТУ-143 «Рейс»

«Рейс» в пусковом контейнере

Некоторые ТТД аппарата:

Максимальная скорость: 950 км/ч

Практическая дальность: 180 км.

Высота полета: от 10 до 1000 м.

Стоит добавить, что ТУ-143 состояли на вооружении и других государств. Они также были переданы в ЧССР, Румынию, Сирию и Ирак.

Испытания ТУ-141 начались несколько позже – в декабре 1974 года. Через пять лет, в 1979 году началось его серийное производство, которое продолжалось до 1989 года. Аппарат представляя собой более мощную систему, позволяющую вести разведку в глубину на несколько сотен километров. За 10 лет Вооруженные силы СССР получили 152 такие машины.

«Стриж» на пусковой установке

ТТД:

Максимальная скорость: 1100 км/ч

Практическая дальность: 1000 км.

Высота полета: от 50 до 6000 м.

Обе модели могли нести контейнеры с фото или телевизионной аппаратурой. В состав разведывательного оборудования могли входить детекторы радиационной обстановки.

В начале 80-х годов начались работы по модернизации существующих разведывательных БПЛА. Технические требования к нему были утверждены в феврале 1983 году. После четырех лет работ первый образец новой машины поднялся в воздух в июле 1987 года. Он получил наименование ТУ-243, став глубокой модернизацией своего предшественника – ТУ-143. В результате установки разведывательного оборудования нового поколения, а также ряда усовершенствований в конструкции самой машины, ее эффективность возросла в 2.5 – 3 раза. Помимо военных целей БПЛА мог использоваться и для нужд народного хозяйства – обнаружения лесных пожаров, аварий нефтепроводов и газопроводов и т.п. Благодаря новой инфракрасной системе «Зима-М» разведка могла вестись в любое время суток.

Старт Ту-243

ТТД аппарата:

Максимальная скорость: 950 км/ч

Практическая дальность: 360 км.

Высота полета: от 50 до 5000 м.

БПЛА успешно прошел испытания и в 1994 году был принят на вооружение уже Российской армии. Однако, о количестве серийно выпущенных машин в открытых источниках почему-то не сообщалось..

Также в конце 80-х годов ОКБ Туполева была разработана еще одна модель оперативно-тактического БПЛА – ТУ-300 «Коршун». На международном авиасалоне МАКС-95 были продемонстрированы опытные образцы машины. Ее особенностью стала возможность модернизации в ударный вариант с подвеской различных видов авиационного вооружения. Однако, дальше дело не пошло. Как оказалось, у ельцинской России денег на новую технику не нашлось..

ТУ-300 «Коршун»

Война 1982 года в Ливане показала высокую практическую эффективность малогабаритных оперативных БПЛА ближнего радиуса действия. По ее итогам КБ им. Яковлева начало разработку новой модели беспилотника, который получил название «Пчела-1». Эта машина составила основу разведывательного комплекса «Строй-П», который был создан ТВ 1990 году. Впоследствии, кроме базовой модели были созданы различные варианты, в том числе для совместного использования с артиллерией, РСЗА и авиацией. Аппарат использовался в ходе войны на Кавказе в 1999-2000 гг.

БПЛА «Пчела-1»

«Пчела-1» на пусковой установке

ТТД:

Вес: 138 кг

Максимальная скорость: 160 км/ч

Радиус действия: 60 км.

Высота полета: от 100 до 2000 м.

Продолжительность разведки: до 2 часов

Так что как видите, такая наиболее перспективная в наше время область авиационной техники, как БПЛА, успешно развивалась в Советском Союзе. И даже несмотря на провал 90-х годов, у наших КБ оставался достаточный задел для возобновления разработок и производства беспилотных аппаратов самого разного назначения для нужд армии и флота. Некоторые разработки были представлены на авиасалонах 2000-х годов («Скат» и ряд других моделей). Однако для большинства представителей компрадорской власти оказалось гораздо выгоднее делать ставку на закупку аппаратов такого класса (причем далеко не самых новых!) за границей. Возможно потому, что финансировать зарубежную авиапромышленность лично им гораздо выгоднее, чем отечественную?

Все же будем надеяться, что ситуация в этой области изменится к лучшему. Но для этого в стране должно измениться многое. Очень хотелось, что бы это произошло без новых потрясений, подобных тем, что два десятилетия назад уничтожили нашу Родину..

Ваша оценка: None Средний балл: 7.2 / голосов: 53
Комментарии

О, знакомое кино!

Наши родимые БПЛА родились от крылатых ракет, и таковыми оставались по сути, в течение многих лет. На гиперзвуковой планер (а часто, и на дозвуковой, переделанный из сверхзвукового) ставились дозвуковые ТВРД, чтобы за счет более мягкого скоростного и вибрационного режимов облегчить цифровую кинофотосъемку (напомню, Casio EXILIM тогда не было, возможности спроектировать или передрать его - тоже, из-за большой толщины и емкости подложек фотоматрицы).

Вот так мы и жили. А двигатели болели теми же болезнями, что и у "больших" ЛА. Обратите внимание, Ту-300 не случайно не пошел в серию (к вопросу об отвратном ельцинском руководстве и его вине в конкретном "клиническом случае"):

1. Для разведчика слишком крупный, и на дальних дистанциях скорее демаскирует намерения владельца, чем выявляет цели (секторно-поворотное оперение, воздухозаборник с вертикальной кромкой, резаные переходы обшивки над носовым обтекателем у отсека с разведБРЭА - за такую ЭПР, не буду ее озвучивать как радиотехник, 1937-й год это мало, ибо обшивка правильной формы не требует супер-усилий в проектировании и адаптации. Даже на таком чудо-ЛА, как F-117, она реализована). Плюс к этому внешняя подвеска - ну это мишень просто.

2. Грузоподъемность 1 тн сбрасываемой БН, при массе порядка 4 тн - ну, это проще перевести Су-34 в БПЛА-режим, убрав пилота. Тем более, что у Су-34 высокие маневровые нагрузки (режим огибания есть), и грузоподъемность 8 тонн сбрасываемой БН, и крейсерская скорость сверхзвуковая также имеется.

3. Практический потолок 6 км, минимальная высота полета 50 м, при дозвуковой скорости. Привет ЗРС 4-го поколения а-ля С-300ВМ. Вспоминаем Су-34-БПЛА, где режим огибания рельефа имеется, и помеховое оборудование мощнее несравненно.

Вот у "Строй-П" этих болячек не было, и летает он тихо, маленький винтомоторный Карлсон с маленькой ЭПР, посчитайте сами какой, с демаскирующим профилем ЭМИ, РЛ и ИК в разы меньшим, ну и высота совсем-совсем не такая. Поэтому, ну не Ельцин, великий и ужасный, зарубил Ту-300, а обычный эксперт из Гостехкомиссии, который все это лет так 20 назад и написал про это чудо, что "годится сие только в качестве ударного ЛА с ядерным грузом". Имея, кстати, доступ к его секретным ЭД и КД, чего я не имею (т.е., навешал он там от души, предметно).

________________________________________________________________

Гуманизм - наша профессия. Никто не должен страдать бессмысленно, ибо это садизм.

Пардон, но насколько я знаю, наши БПЛА начинались вовсе не как крылатые ракеты, а как самолеты. Первые опыты начались в 1921 году, о которых в начале статьи говорилось вкратце, проводились именно с самолетами. В частности, было создано Остехбюро, к которому чуть позже подключился тот самый Туполев. Предполагалось, что на начальном этапе летательным аппаратом (первая модель называлась ТБ-1) будет управлять пилот, но перед заходом на цель за несколько десятков км пилот выпрыгнет и тихонько на парашюте себе спуститься дабы не рисковать, а этим самым самолетом управляли с другого пилотируемого ТБ-1 при помощи радио. Основная задача этого бомбардировщика была просто спикировать на цель со всем содержимым взрывчатых веществ. Но чето как-то у них не сложилось. Позже разработали ТБ-3 все то же самое, только пилот не выпрыгивал с парашютом, а пересаживался на истребитель (который крепился снизу к бомбардировщику) и улетал на базу. Но и тут были проблемы с автоматикой, которые так и не получилось решить в итоге перед второй мировой разработки свернули. Во время войны их возобновили и создали самолеты (целых три) Торпедо на базе БТ-3, их даже опробовали, когда попытались бомбануть жд станцию в Вязьме, но когда наша "торпеда" была близка к цели у нее отпала антенна в результате чего самолет грохнулся вообще за пределами города. А два других самолета сгорели на аэродроме в результате бомбардировки. Так что первыми были все таки самолеты, а потом уже решили делать БПЛА по типу ракет, как-то так.

Небеса ликуют.Не беса ли куют?

"Славянин" пишет:
Так что первыми были все таки самолеты, а потом уже решили делать БПЛА по типу ракет, как-то так.

До боли напомнило систему "Мистель" германского производства времён ВМВ. Ударный беспилотный самолёт с грузом взрывчатки и самолёт управления на базе истребителя. У "проклятых фашистов" она работала...

Начинались - да, так, но в серию не пошли. Вы же сами знаете. И вернулись к самолетной схеме только на базе старых, хорошо обкатанных решений с новой мощной БРЭА, оснащенной устойчивым каналом связи с корректирующими кодами - истребителей-бомбардировщиков и многофункциональных истрбителей 4-го поколения линейки Су, и то в 1990-х годах.

Но до этого момента телеметрическое управление КР было уже на высоте (а то как же при скоростях до 5М), и поэтому КР в модификациях и стали настоящими крупносерийными БПЛА большой грузоподъемности.

________________________________________________________________

Назад, в Москву-2042

Очередная "вундервафля", которая была так распространена, что её никто в глаза не видел. Кстати, на картинках пусковые машины, а где машины управления ?А как насчёт применения советских БПЛА в Афганской войне 1979-1989 годов ? Они там были нужны, но чего-то про них не слышно воспоминаний очевидцев...

Быстрый вход