Постъядерный мир Алисы Селезнёвой, или Как мы станем такими

Фильм "Гостья из Будущего" помните? Хороший такой, добрый... А вот фигу.

Автор этой статьи полагает, что мир "Гостьи из будущего" - мир после Третьей мировой войны :)

Первый вариант этого текста был написал в 2000-ом, 10 лет назад. Сейчас у автора появилось много новых мыслей. Оригинал этой статьи находится здесь.

Под катом читать обязательно - разрыв шаблона обеспечен :)

Небольшое замечание: в статье анализируется фильм "Гостья из будущего", а не книга Кира Булычёва "Сто лет тому вперёд"

Налбандян К. Э.

Итак, давайте снова вспомним момент Расставания. Алиса рассказывает одноклассникам откровенные сказки, и не скрывает этого. Почему?

Наверное сейчас уже можно ответить на этот вопрос - мы прошли четверть пути. Это была милосердная ложь.

Представьте себя в 1912-ом - закатном году XIX века (исторического, не математического). Спокойный, комфортабельный мир... Смогли бы вы сообщить этим людям что близжайшие полвека их не ждет НИЧЕГО хорошего - лишь войны, кровь и смерть? Они судят о нашем мире по вам - такому умному, интеллигентному, по Высоцкому - которого они услышали только от вас... И быть может они в свою очередь будут поражаться вашей внутренней свободе... Не задумываясь, как и какой ценой вы к ней пришли. Так что вы им расскажете?

Мы прошли четверть пути - и мы по уши в грязи, и выхода не видно - могла ли Алиса рассказывать им об этом? Стоило например рассказывать про взрывы в Москве? - а ведь это всего лишь эпизодец, быть может и в учебник не попавший.

Стоило ли рассказывать Коле Герасимову - что он-то никогда больше не увидит Будущего - потому что погибнет в 90х - и так, что об этом даже и писать не захотят.

И это только начало.

Попробуем, понять, как наш мир стал миром Алисы.

Я утверждаю, что мир Алисы - это мир после Третьей Мировой Войны.

Вспомним для начала саму Алису.

Далеко шагнула вперед медицина! Аж страшно. Потому что обычно медицина шагает семимильными шагами во время войны.

И потрясающие физические возможности Гостьи из будущего - в беге, прыжках (в том числе из окон), и скорость мышления... И даже целеустремленность - форма и т. д. - шелуха - главное - цель... Не было ли это все разработано первоначально, как программа тренировки спецназа? Но - 11 лет! Это много говорит о эндшпиле той войны. Подумайте, когда в спецназ берут одиннадцатилетних девочек? Когда брать больше некого. А убыль населения на самом деле получилась знатная!

Хорошо развивалось и оружие - что в мирное время вряд ли возможно. Бластер...

(Между прочим, где-то на www.kulichki.com/vrchance попалась мне интересная дискуссия - где убедительно доказывалось, что бластер - это все же оружие безвоздушного пространства.). Да и защитное поле Полины - державшее разряд. Да и парализующее излучение.

Флип - с антигравитационным движителем - это сейчас он ФЛиП - ФЛаер Пассажирский. А когда-то ФЛиБ - ФЛаер Боевой. Кстати, если рассматривать его кабину с этой точки зрения - широкий обзор, открытые двери, как в фильмах про Вьетнам, высоченный полголовник - защищать шею при перегрузках.

Но самым интересным экспонатом был, бесспорно, робот Вертер. Рационалистическое общество - и робот-уборщик, старая развалюха с походкой паралитика - держащая 4? 5? (Не помню точно) попаданий космического бластера - помните, как каменные колонны разлетались при первом таком попадании. Робот-уборщик - готовый пожертвовать собой, чтоб спасти жизнь человека...

Нет, общество было рационалистическим - потому что нашло неплохое применение даже музейному экспонату - списанному боевому киборгу двухтысячных...

Перед вами родной брат Терминатора (старый робот вступающий в бой с существом/существами, меняющими облик, чтоб спасти мальчика из XX века - это сюжет какого фильма?).

Кстати, внешность Вертера - никаких ассоциаций? Это так сказать "белокурая бестия" - старый, потрепанный временем и врагами образ сверхчеловека. А что паралитик... Так что бы вы сделали, пристраивая вчерашнего киборга-убийцу в музей? В первую очередь понатыкали бы блоков: программных - на непричинение вреда человеку (обратите внимание, что никаких увечий пиратам Вертер не наносит, хотя и мог бы). И блоков физических: ограничители скорости передвижения, ограничители человекоподобности...

А еще - попробуем представить мир этого будущего. Похоже война кончилась совсем недавно.

Вспомните только параноидальную подозрительность школьников в космопорту.

Та же Полина. Странный, я бы сказал, сотрудник Института времени... С одной стороны - одна из наблюдателей, с другой - именно ее (прошу обратить внимание - безо всякой подстраховки - в лице долбаков из спецназа) - посылают ловить пиратов.

Сказать что профессионал-разведчик из нее абы какой - так это вряд ли - слежку Фимы не обнаружил бы только слепой.

(Между прочим, очень любопытно рассуждение Вертера - где он прикидывает, сдавать ли Колю. Вывод - не сдавать "и погубить Полину" - кажется так? ).

Возражение - Полина - специалист по XX веку. Возможно. Но - обратите внимание - за пиратами она прибыла в одежде XXI века - не маскируясь. То есть - точно зная, что никого выслеживать не придется. А значит специалист был вовсе не обязателен. Вывод напрашивается сам собой. Рационалистическое общество посылает против двух до зубов вооруженных головорезов - простого ученого. Это все равно, как посылать освобождать Буденовскую больницу - допустим уролога оной же больницы на основании, что враг заперся именно в его отделении.

Или поручить освобождение линкора "Миссури" простому коку... Если только кока этого не зовут Райбек - и не был он до того - ну кем там был Стивен Сигал - спецназовцем что ли.

Индивидуалистическое общество... Не просто! Война заставила каждого быть "тактической единицей самому по себе" - вроде Бойцового Кота. Полная автономность каждого. Полная ответственность за свои поступки.

И не только Полина.

Помните, в космопорту. Старый вроде бы маразматик дед Павел. Да ещё после мощного телепатического удара. С какой скоростью он мобилизуется после ключевой фразы "Они превратились в вас": "Это пираты. Они спрашивали о Селезнёве - у Селезнёва миелофон - миелофон у Алисы". Анализ - а дальше следует команда: следовать в Космозоо, спасать миелофон.

Обратите внимание: не бежать к ментам или службе безопасности, а спасать самому. То есть, отдавая команду, старик Павел считает, что почти незнакомый ему Коля в состоянии её исполнить. Между прочим, пираты думают так же. Помните, в последней серии - реакцию Крыса, когда к их зданию подходит шестой-бэ класс. Не спецназ, не "Альфа" - десяток детей. И два матёрых вооружённых пирата.

А у Крыса - никаких сомнений: "Всё, Весельчак". Он очень хорошо знает, на что способны земные дети его времени.

Кстати, обратите внимание: в финальной сцене в подвале загнанные в угол пираты палят из бластера по колоннам - но не задевают ни одного шестиклассника. Хотя без малейших колебаний открывают огонь на поражение по Полине.

Маленькая особенность таких милитаризованных обществ - очень нервное отношение к атакам на мирное население. Особенно - на детей. Проще говоря, заваленный оперативник - это конечно срок. Но вот вреда, причинённого ребёнку - не простят. Из-под земли достанут. Возможно, с применением принципа коллективной ответственности.

Между прочим, есть как минимум два эпизода, подтверждающих это утверждение. Фрагмент, не вошедший в основной фильм, попавший только в "Краткое содержание предыдущих серий" последней части. Крыс в облике учительницы берёт Алису за горло. Та напряжена, но спокойна. И ни разу не испугана. Понимая: не решится.

Дальше - Космозоо. Электрон Иванович с уникальным говорящим козлом. Электрон Иванович - лицо вроде бы полностью штатское. Козёл существо вообще квазиразумное. Но осознав ситуацию, они во-первых немедленно переходят в подчинение Коле - что разумно, это именно Колина операция, он имеет приказ вышестоящего и вообще более компетентен в ситуации.

Во-вторых, принимают на себя в высшей степени опасную роль отряда прикрытия - отвлекать на себя и задерживать противника. Принимают, не рассуждая и не говоря высоких слов, как-то очень естественно. Притом, что судя по всему, по крайней мере Электрон Иванович хорошо осознаёт, кто такие пираты и чем может обернуться столкновение с ними - может даже лучше, чем Коля. Будучи невооружённым, явно понимая, что если дело дойдёт до стрельбы - оба обречены.

Чтоб было понятно: что будете делать вы, внезапно оказавшись на пути вооружённых террористов? Станете ли жертвовать собой, прикрывая совершенно незнакомого мальчишку?

Происходит трансформация: только что ты - специалист-биолог - а в следующий момент - простой солдат в совершенно безнадёжном бою. Где тебе готовится роль расходного материала и живой мишени. Просто оттого, что оказался в неудачное время в неудачном месте, никого лучше под рукой нет и приходится играть с тем, что есть.

В-третьих, обратите внимание, КАК абсолютно штатское лицо проводит свою часть операции. Маскировка веточками с листвой, это, между прочим - техника коммандо.

Следующий - робот Вертер. И та же нерассуждающая готовность пожертвовать собой ради успеха чьей-то чужой операции.

А последний - Коля. Помните, в классе, когда пираты уже добираются до Алисы? Только что ты был центром операции, хранителем миелофона, другие прикрывали тебя - а сейчас приходит твоя очередь становиться расходным материалом. И несколько минут, которые ты можешь дать - вот и всё, чем можешь быть полезен.

В ту же тему: интересна эволюция поведения Алисы в нашем времени. Первое время говорить и действовать она предоставляет Юле, справедливо полагая, что та компетентнее. Сама идёт в кильватере, больше присматриваясь и собирая информацию. То же самое, что мы видели у Электрона Ивановича: руководство отдаётся наиболее компететному. И только в последний день, полностью освоившись она начинает действовать. И действует... Помните, как Алиса ведёт допрос несчастного Ишутина? Холодно, жёстко и профессионально. В три вопроса - раскалывает напрочь.

Между прочим, вопрос, которым стоило бы задаться Коле ещё в Институте Времени: "А почему именно мы?"

Помните, откуда возвращаются остальные сотрудники Института? Один - спасает раритеты Александрийской библиотеки. Судя по одежде, имеется в виду разгром 391-го года, когда римская цивилизация замещалась христианской. Второй - в одежде эпохи Людовика XVI. Всего несколько лет до Великой Французской революции, якобинского террора и прочего.

И - Полина. У нас. В 1984-ом. Перестройка начинается ровно через год, в апреле 1985-го. Что она делает у нас? Что спасает? ОТ ЧЕГО?

В общем, если время интересует историков будущего... его обитателям стоит только посочувствовать.

Пираты... Это совсем отдельная песня. Во все времена и на всех трассах - пираты, разбойники и т.д. выходили на дорожку, когда слабела центральная власть. Чаще всего - во времена войн и после.

И кстати - помните космопорт? Когда-то он поражал - как сказка. А вот посмотрел в последний раз - маленький, обшарпанный, пыльный, безлюдный... Отсеки эти - и в космопорту, и в Институте времени - так и подразумеваются герметичные перегородки - отсекающие помещения в случае попадания... Таким ли должен быть космопорт Москвы - столицы сверхдержавы? И выводы напрашиваются страшноватенькие. А еще - зеленый город - не была ли эта зелень той же природы, что и знаменитый проект "Зеленная лужайка" - на месте ЧАЭС?

Поверил ли бы человек 1912-го, что Храм Христа Спасителя был снесен до основания, что великолепные дворцы Петергофа лежали в развалинах. Он носом ткнул бы нас - вот, стоят ведь! Он ведь не увидел бы, что теперешний Храм - всего лишь железобетонное репринтное издание. Так почему бы Москве-2084 не быть таким репринтом - после атомной бомбардировки 20.. года. Отсюда и звезды на Кремлевских башнях, и древние машины...

Словом, мир этот очень непростой. И - пройдя весь путь XXI века - трудно напрягаться и тратить время на всякую чепуху и условности.

Так вот вам и ответ - что же было в глазах Алисы Селезневой... В глазах, которые отражали свет других галактик. Память атомных взрывов, жутких преступлений и удивительных взлетов, которые нам и не снились. Для нее весь этот мир был ненастоящим. Помните: "Вечер... Такой, как у нас...". Так нас удивляют цветные фотографии начала XX века - оказывается этот мир был не чёрно-белым.

Обратите внимание: Алиса не удивляется и не возмущается ни подлости, ни глупости человеческой. Удивляется и возмущается Юля Грибкова, живущая в этом мире. Алиса спокойна, принимает ситуацию и людей как есть. Она это время проходила - знает ему цену и что у этого времени впереди. Оттого и смотрит снисходительно.

Снисходительное отношение... "Он не помнит ни чинов и не имён". А еще жалость там была.

"- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.

- Сердце мое полно жалости, - медленно сказал Румата. - Я не могу этого сделать."

2010

Ваша оценка: None Средний балл: 8.9 / голосов: 157
Комментарии

:)) Забавно :)

Если это не паранойя, то 10 балов.

Отличный анализ.

Здравое зерно имеется. Особенно порадовало, как "космические пираты" , увидев 6-й Б класс , решили, что им кирдык :))) Рыдальная сцена :)

Мммдяяяя.....сильно, ели осилил, но как все расписал....молодца-хвалю, но только за это, пожалуй тож поразглогольствую:

В фильме, милиция, (я имею ввиду будущее) отсутствует как класс - ВООБЩЕ. Так как нет преступности, все счастливы и миролюбивы, думаю все помнят великии идеи комунизма-лененизма. Так как земля центр земного союза (или что то в этом роде) типа кремля в москве - музей грубо говоря, а в музеях менты на входе и то для вида, типа проверка на оружие и взрывчатку, а при совке отсутствовали воообще (ну два дежурных мента спали в подсобке), а в залах бабульки-пенсионеры, которые вежливо говорят - туда ходи сюда не ходи......идем дальше - воровство мелофона - нет ментов, нет военных, к кому обращаться?...сами с усами....защитим народное добро ценой своей жизни (...смело мы в бой пойдем за власть советов и как один умрем в борьбе за это...) идеи макрсизма-лененизма ни кто не отменял ТАМ....идем дальше...так называемое подчинение Коле Герасимову. Бред. Просто по ходу погони любопытно узнать подробности. "напали" на пиратов из засады...хи-хи...если ты живешь в мире где нет насилия и везде мир да любовь - тебе стоит только подойти к плохищу погразить пальчиком и дать подзатыльника и бяка сразу же застыдиться и попросит прощения, а то что тебя могут убить или покалечить такой мысли даже не возникает. короче все люди братья и должны помогать друг другу.....так называемые сверхспособности Алисы - не знаю как расписать, возьму самую простую - представьте что человека уменьшили до 5 см и бросили в траву в лесу. Думаю до полудня его уже съедят - тоже самое космос, человек слаб и беспомощен, надо его усовершенствовать и усилить физически. Даже на современных войнах убийц детей не оставляют в живых. По большей части. Ну и на конец пираты против Полины - тоже самое что катер филлипинских пиратов против корвета с морпехами.....ну как то так, сам понимаю что бред, но уж очень хочеться поразглагольствовать на эту тему.

Вот же блин!!!!! :(

Прекрасное и наверное самое доброе произведение о теперь уже наверное "альтернативном" будущем испохабили и еще назвали это "анализом"... Так любую сказку можно превратить в боевик!!!! Давайте сразу - как Успенский написал своего Чебурашку именно как рассказ о жизни мутантов после ядерной войны! А чего - Гена зеленый, разговаривает и работает в зоопарке, чебурашка явный мутант, причем неизвестно откуда взявшийся... Шапокляк - доблестный "выживальщик-истребитель мутантов" - вон и рогаткой пользуется мастерски и на крышах поездов ездит...

Давайте тоже Чебо с терминатором скрестим...чего только робота Вертера...

...зверь самый лютый жалости не чужд. Я чужд. Так значит - я не зверь?

Эх, Лесник, ну где же твое чувство юмора? :(

Ну я понимаю, когда какая-нибудь антисоветская морда начинает парафинить хорошие фильмы, а здесь-то что плохого? Статья очень корректная, без всякого злого умысла :)

А вот по поводу Чебуратора ты мне хорошую идейку подкинул... Надо будет реализовать :)

Помилуй, Сержант! Я и не думал "парафинить" отличный фильм и еще более хорошую книгу!!! Наоборот - тут пытаются бросить "тень войны" на лучшие воспоминания моего детства!!! Я же, в отличие от односайтников, не хочу Писца и как то мало верится, что после ядерной войны наступит коммунизм... Вообще - не люблю войну!!!

...Роман — это дом с открытыми дверями и окнами. Каждый может устраиваться в нем как ему удобнее.(Пикуль)

Блин, да я не про тебя! Я к тому, что если просто по Сети порыскать, то вполне можно отыскать мудачье, срывающее покровы с советского кино и мультипликации - но делающее это в гораздо более циничной и изощренной форме. Готовы и крокодила Гену в жидомасоны записать, и Чебурашку жертвой репрессий сделать :(

Так что данная статья - вполне себе безобидная :)

А позицию твою ценю и уважаю.

Жду не дождусь, когда кровавая гэбня изнасилует юную и прекрасную Russian democracy.

Между прочим анализ вполне ничего.

"Идеал опошлили"? По моему, нет

Ну тогда ты плохо представляешь значение слова "анализ". Уж никак не подгонка фактов под заранее принятую версию. Да и книгу плохо читал.

...зверь самый лютый жалости не чужд. Я чужд. Так значит - я не зверь?

Ну, значит тут не один я плохо читал книгу, не смотрел фильм, не понимаю, что такое анализ и вообще не жил в этом нашем СССР. А жаль.

А при коммунизме все будет зашибись,

Он наступит скоро, надо только подождать,

Там все будет бесплатно, там всё будет в кайф,

Там наверное вообще не надо будет умирать

(с) Егор Летов

...просто нет слов...+++

А что-то в этом есть........... надо будет пересмотреть повнимательнее.

-----------------

Я не злопамятная, я просто все записываю ..........

Даже если паранойя, все равно очень оригинально.+

Читал это пару лет назад,а так же другие анализы на некоторые произведения других авторов,только вот не помню где.

10. Именно так и должны зрители и читатели воспринимать фантастические сюжеты и вселенные, где есть ляпы. Все должно объясняться логично и с учетом данной вселенной. Так обогощается представленный нам через произведение мир, не ломается представление и не портится впечатление. Всегда подобным образом объясняю сам себе разные мелочи в фильмах, играх, книгах.

________________________

вся сила в правде.

Есть онда глава в Алисе, где на какой-то планете случился БП, и у всех людей стерлась память, чтоле, и они жили там как в средневековье.

почитал, прикольно)) Книжку не читал смотрел фильм както давно. Местами ржачно, да))

ха, а вроде есть расказик тоже про Алису, ваще жесть в стиле апокалиптической катастрофы, типа археологи на какойто планете находят биологическое оружие - вирус супер-бешенства который заставляет всех друг дуруга мочить, но то ладно, выясняется чо 20000 лет назад инопланетяне хз де заложыли на Земле бомбу с таким вирусом, с таймером ращотом на прилёт етой планеты, и до срока осталось пару недель. Чем кончилось незнаю но завязка интирестная.

Лиловый шар этот рассказик называется.и фильмец такой есть, да.

еще примерно впользу этой гипотезы про постПА общество говорит"Железный фельдмаршал", тоже из Алисиной вселенной... боевые роботы, отправленные на утилизацию...)))

блин! заставил таки меня попотеть.все с ног на голову перевернул! держи десятку)))

А знаете, почему у Volkswagen Käfer такой округлый капот? Чтоб снаряды рикошетили!

Перечитываю который раз уже. Особенно понравился вот этот фрагмент

Помните, откуда возвращаются остальные сотрудники Института? Один - спасает раритеты Александрийской библиотеки. Судя по одежде, имеется в виду разгром 391-го года, когда римская цивилизация замещалась христианской. Второй - в одежде эпохи Людовика XVI. Всего несколько лет до Великой Французской революции, якобинского террора и прочего.

И - Полина. У нас. В 1984-ом. Перестройка начинается ровно через год, в апреле 1985-го. Что она делает у нас? Что спасает? ОТ ЧЕГО?

Спасала скорее всего искусство и культуру, те остатки, записи, документы, кассеты, что были вывезены и распроданы, либо сожжены за ненадобностью, как отличные программы, научно-популярные фильмы и прочие сокровища. А может и людей спасала... кто знает?

Статья очень последовательная и логичная.

До ужаса последовательная и логичная. Аж пробирает. Я-то вижу, что детки, выросшие в достатке и безопасности, очень отличаются от Алисы, и ведут себя иначе. Значит, девочка росла в совсем других условиях. Или воспитывалась людьми, жизнь которых прошла в таких.

А еще есть такая историческая закономерность - мир, счастье и благорастворение воздУхов наступают аккурат после войны, чумы и прочей крипоты.

Согласна абсолютно. Детки современного мира вряд ли смогли бы выжить в подобном безумии, равно как и сражаться за что-то кроме своих драгоценных айфонов. Я своих племянников обучаю всему, что может пригодиться в экстремальных условиях. А любимые книги у них Жюльверновские

Думаю, любая литература до 60-х годов ХХ-го века подойдет. Где герои деятельные и самостоятельные. Начиная с "Робинзона Крузо". Тот еще постапокалипсис, где человек выживает в одиночку, на обломках разбитого судна, возрождает цивилизацию без помощи окружающих.

А вот современные "гарри поттеры" - тупо плывут по течению, наслаждаясь своей "избранностью". Их защищают и обхаживают друзья, родители, преподаватели и прочие второстепенные герои.

Да-да! Именно! Неприспособленные, которым все на блюдечках.А надо другое. Кстати Карсака ещё очень люблю помимо классических приключений. Это фантастика и у него есть потрясающие вещи.

К примеру Робинзоны Космоса, где люди попадают на другую планету в результате космического катаклизма.

А!!! Помню, как же! Растрепанная оборванная книжица, без обложки, и последних страниц! С пожелтевшими страницами, хрен знает какого года издания! Честно украденная в школьной библиотеке! До сих пор где-то на полках пылится.

Читалась, как таинственный манускрипт из другого мира! И такая вера была в прогресс человечества! Нужно только как-то победить зажравшихся буржуев.

Наверное, этот самый Франсис Карсак был французским коммунистом.

Да, он был коммунистом, участвовал в Сопротивлении во время войны. И верил в победу социализма. У него этим буквально пронизаны книги. Впрочем, я воспитана в подобных идеалах, так что до сих пор это мой любимый автор)

Кстати в книге Пришельцы ниоткуда главный герой наполовину русский. Всеволод Клэр.

Еще один крутой француз - Жерар Клейн. Советую. У французов свой, особенный стиль. Например, вот это http://lib.ru/INOFANT/KLEJN/26-45.txt

Надеюсь, оцените.

О, благодарствую! Этого не читала, не попадалось в жизни. Очень люблю французскую фантастику.

"Боги войны" у Жерара Клейна отличные.

http://booksonline.com.ua/view.php?book=161827

Ну, может и мне чего присоветуете. Для поддержания равновесия Вселенной! :-)

О, благодарю от души! Ну, из фантастики много чего могу) не считая Карсака. Из буржуинских мое любимое Лестера дель Рея "Крылья ночи" http://lib.ru/INOFANT/DELREJ/07-56.txt и серия о "Королеве Солнца" Андре Нортон. Ещё Саймак и его волшебный "Заповедник гоблинов". Но это думаю вы уже читали. Я все больше классику предпочитаю.

"Крылья ночи" не читал, спасибо!

А "Королева солнца" - насколько понравилась первая часть"Саргассы в космосе" настолько же не понравились последующие. Я тогда еще был глупый и не понимал, что любой сериал неизбежно превращается в "мыло".

А Саймак, конечно, крут! Скучаю что-то по старой доброй фантастике. Сейчас у буржуинов какой-то сплошной депресняк в книгах и сексуальные перверсии. Деградируют потихоньку, как Римская империя.

Я современное практически не читаю. Только старенькое, Хайнлайна, Муркока, Берроуза, который Эдгар Райс, Шекли, Азимова, Гамильтона (грешна, люблю Звездных королей). Из постапа очень люблю Уиндема, считаю, что по части атмосферности равных ему очень мало. И прямо сожалею, что все экранизации мягко говоря малоудачны.

Уиндем дико нравился в юношестве. А сейчас, ознакомившись с какой-то старенькой экранизацией "Дня триффидов", внезапно осознал, что Уиндем - редкостный мудак. Если, конечно, принять за истину то, что главного героя он писал с себя.

В произведении главными врагами свободного человечества выведены мерзкие комми, пытающиеся навести подобие порядка на руинах старого мира - как-то организовать ослепших людей, прикрепить к каждому десятку зрячего, и помочь им выжить, пускай даже и добровольно-принудительно - главный герой не видит в этом ничего, кроме ограничения своей драгоценной свободы, и сбегает при первой возможности, наплевав на то, что сколько-то слепых людей погибнет без его лично помощи.

А затем следует шикарная сцена в отеле - когда ГГ вместе со своей спутницей забираются на самый верх, и устраивают ужин при свечах в самом шикарном номере, прежде бывшем для них недоступным - в то время как внизу рушится мир, и умирают слепые люди, не в состоянии о себе позаботится. Что ни чуть не мешает парочке наслаждаться хорошим вином.

Вся книга - бегство героя от ответственности, не смейте, мол, ограничивать свободу моей личности! Сначала на отдаленную ферму, а когда туда приезжают люди, сумевшие обуздать катастрофу и предлагающие взять на себя руководство колхозом - просто потому, что больше некому, нет больше зрячих - то и на изолированный остров, где собрались исключительно такие же свободолюбивые личности, как главгерой, и далее всё у них будет хорошо.

Какой-то подростковый бунт, честное слово. Напоминает детскую книжку про мальчика, который однажды проснулся в городе совершенно один, походил по пустынным улицам, съел мороженное, покатался на пожарной машине - вобщем, сделал все то, что не разрешали ему злые взрослые - потом, правда, ему стало скучно, он заснул, а когда проснулся - все вернулось на свои места.

Но самое страшное,что цена за осуществление детской мечты - гибель большей части человечества - показана вполне приемлемой, никакого трагизма в том нет, а очень даже и наоборот - меньше будет народу, больше достанется кислороду благородному англичанину Джону Уиндему.

Как-то так.

ПС. Экранизация вот эта https://www.kinopoisk.ru/film/den-triffidov-1981-4... 1981-го года. Носит гордое звание наиболее близкой к тексту.

Кстати, по поводу английского постапокалипсиса - посмотрите вот это https://www.kinopoisk.ru/film/smert-travy-1970-152... на мой взгляд, самый реалистичный, психологически достоверный постап, без спецэффектов и перегибов в сторону трэшака и чернухи.

Знаете, вы заставили меня задуматься. Я читала не только Триффидов, а и другие его вещи, в том числе "Смерть травы". И именно атмосфера зацепила, это вот постаповое, разрушающееся.

И знаете, думаю, эти блаародные англичане и им подобные, суперпупер свободные мне кажется, сгинут первыми. Исключительно по собственному эгоизму. Помните старый наш фильм и незабвенную песню "Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня"? Очень четко описывает отношения подобные.

С другой стороны именно благодаря Уиндему я познакомилась с жанром "постапокалипсис", любовь к которому осталась на всю жизнь и в итоге привела сюда.

Ещё кстати Робер Мерль и Пьер Буль, из френчей.

АПД. Смерть травы экранизация! Я не знала даже что она есть! Благодарю!

Шикарная, кстати, хоть и малобюджетная. Особо доставило, как показана изменчивость женской психики. Тут она любила перспективного молодого человека, в очечках и галстуке, который будет много зарабатывать - а тут уже любит безбашенного психопата. Потому что в новом дивном мире он может ее банально защитить.

Как всегда, в безумном мире) самки ищут более перспективных с плане защиты самцов)

Интересный взгляд на фильм. Несколько утрированный, но в рамках.

Быстрый вход