Нелегкое искусство пуганья

Сделать хороший, а главное «вечный» фильм ужасов невероятно трудно. Гораздо сложнее, чем создать драму или комедию, которая будет пользоваться одинаковой популярностью у нескольких поколений. Дело в том, что последние раскрывают темы человеческих отношений, пороков и проблем, которые вечны и актуальны всегда. Даже независимо от политического строя - вот почему советские фильмы этих жанров остаются интересными и любимыми до сих пор.

Так же само почти не могут устареть эротика и порно. Сюжета там часто вообще нет никакого, а сама техника секса не обновлялась со времен оргий Калигулы и написания «Кама Сутры» - разве что параметры тел порноактеров прошлых лет несколько отличаются от современных дистрофических стандартов.

Проблема же «ужастиков» в том, что они очень быстро теряют свой пугающий эффект. Хорошую комедию вы можете посмотреть несколько раз подряд - и каждый раз от души смеяться. Повторный просмотр фильма ужасов вызывает страх только у 20% зрителей, в третий раз и того меньше. А чего, собственно, бояться, если сюжет уже известен, да и монстр (маньяк) зрителю уже примелькался? А ведь на создание этого сюжета или монстра были потрачены немалые труды!

Более того, то, что когда-то пугало наших бабушек, сегодня кажется смешным и нелепым уже при первом просмотре. Например, граф Дракула в исполнении Макса Шрека («Носферату», 1922 год) или порождение Франкенштейна и первый оживший фараон в лице Бориса Карлоффа («Франкенштейн», 1931 год, «Мумия», 1932) для нас выглядят какими-то неуклюжими и совершенно жалкими. Последние римейки этой классики (снятые в 90-х годы) создавались уже как фантастические драмы о чудовищах с раненой душей - и зритель не боялся, а пускал слезу, сочувствуя их несчастной судьбе.

Такая же судьба постигла и другие известнейшие «ужастики» первой эпохи: «Оборотень» (1913, первый фильм о вервольфах), «Призрак Оперы» (1925), «Белый Зомби» (1932). Сегодня они интересны только истинным поклонникам истории кинематографа.

Дольше других продержались первые триллеры о маньяках-убийцах, такие как «Система доктора Гудрона» (1913) или «Кабинет доктора Калигари» (1920). Ведь убийцы, в отличие от выдуманных монстров, не стареют - и даже в черно-белом немом варианте способны держать зрителей в напряжении. Все зависит только от таланта режиссера и актеров.

Первый кризис киноужасов разразился в 40-х годах. Во-первых, на фоне всеобщего звукового и все больше цветного кино, старые черно-белые и немые ленты уже не канали. Во-вторых, бесчисленные повторные экранизации приключений старых героев (Дракулы, Франкенштейна и их родственников) были уже малоинтересны - новые времена требовали новых идей.

Явным признаком этого кризиса был выход «Франкенштейн встречает человека-волка» (1943), ставший первым из «гибридных» лент, в котором встретились два героя из разных фильмов. В последовавшим за ним «Доме Франкенштейна» к этой компании присоединили еще и графа Дракулу. В наши дни подобный дефицит идей вызвал к жизни «Чужой против Хищника» и стравил Фредди Крюгера с Джейсоном Вурхизом, а вампиров - с оборотнями ( «Другой мир»).

Однако в 40-50-х годах новые идеи, образно выражаясь, валялись под ногами - сотни писателей выдавали на гора тысячи рассказов и повестей, оставалось лишь их «поднять» и экранизировать.

От готических легенд перешли к полунаучной фантастике, катастрофам и психологии. Новинкой стали «ужастики» о вторжении на Землю космических захватчиков - злобных завоевателей или голодных монстров. Среди них настоящий фурор в США вызвала лента Вэла Льютона «Похитители тел» (1945), в которой инопланетяне подменяли людей их копиями-марионетками. Эта смесь фантастики и триллера вызвал целую серию римейков, сиквелов и даже романов.

К сожалению, к концу 20 века этот сюжет явно выдохся. Последними фильмами такого рода стали римейк «Похитителей тел» 1993 года, снятый по одноименному роману фантастический фильм «Повелители марионеток» (1994) - уже явно не ужастик, триллер «Жена астронавта» (1999) и "Вторжение" (2007) с Николь Кидман.

Вторя Уэллсу, режиссеры массово клепали самые разные варианты войны с марсианами, а в 1959 году была снята первая версия «Нечто». Вместе с этим не забывали и о старой классике, продолжая экранизировать Дракулу, Человека-волка и Франкенштейна, а также рассказы Эдгара По. Можно сказать, что 50-е годы были эпохой поиска - а вот настоящий расцвет фильмов ужасов начался в 60-е.

Крупнейший вклад в «искусство страха» внес мастистый автор детективных триллеров Альфред Хичкок, который снял два знаменитейших фильмов ужасов: «Психо» (1960) и «Птицы» (1962). При всей незамысловатости сюжетов - нападение птиц и маньяк-убийца с раздвоением личности - их фишка была в том, как они были сняты. Хичкок был мастером саспенса - нарастающего напряженного ожидания чего-то ужасного с резкими неожиданными появлениями то какой-нибудь животины, то руки с занесенным хлеборезом. Если до этого режиссеры пугали зрителей в основном сюжетом или страшными мордами чудищ, то теперь саспенс мог превратить в «ужастик» любой сюжет. И в этом была главная заслуга Хичкока.

Саспенс тут же взяли на вооружение все авторы «ужастиков», а два фильма Хичкока породили бесчисленное количество подражаний. От «Птиц» пошли киноистории о нападении змей, крыс, муравьев, пчел, пауков, пираний, кошек, крокодилов, кабанов, клещей и даже, пардон, глистов! Именно саспенс (вместе со знаменитой музыкой) принес популярность знаменитым «Челюстям» (1975) Стивена Спилберга - породивших целое направление фильмов об акулах.

При всем разнообразии земной фауны, сценаристы уже использовали почти всех ползающе-прыгающе-кусающих тварей, и сейчас начали повторяться. Только о крысах за последние пять лет было снято четыре «ужастика»!

«Психо» же принялись копировать все кому не лень, причем настолько откровенно, что даже первые две части знаменитой «Пятница, 13-е» по сути была лишь чуть переделанной историей Хичкока - с непременным раздвоением личности у живой мамы Джейсона и ее заботливо сохраненной мумией после ее смерти. Только в 1982 году Стив Майнер перевел сюжет третьей части на новые рельсы, превратив ее (и последующие части) в чисто фильм-мясорубку, в которой неизменно восстающий из мертвых Джейсон тупо мочит (в том числе в сортире) всех попадающихся ему под руку.

В такой же жанр выродился и сериал о Майкле Майерсе «Хеллоуин». А вот Фредди Крюгер, который в отличие от коллег по цеху не молчал и даже обладал отменным чувством черного юмора, стал весьма популярным у подростков киногероем.

Но в таких фильмах упор уже делался не на опасность убийства персонажа - за которого переживает зритель. Напротив, зритель уже заранее знает, что убьют все - кроме «последней выжившей». Поэтому убиенных ему даже не жалко, а интерес он находит в способе убийств. Это мы видим в «Пиле», «Кубе», «Звонке» и даже в чисто поножовщине «Крика» - хотя в их сюжет авторы внесли детективную интригу загадки, скрывая личность или происхождение убийц.

В 60-е годы расцвели и ряд других направлений «ужастиков». «Кровавый пир» (1963) Гордона Льюиса и «Ребенок Розмари» (1968) Романа Полянского открывают целый пласт «сатанистских» сюжетов, среди которых особо стоит трилогия о пришествии Антихриста «Омэн». Увы, его новая экранизация оценена зрителями как явная неудача.

В полузабытую тему зомби в 1968 году вдохнул жизнь своей «Ночью живых мертвецов» Джордж Ромеро. Идея о том, что мертвецы могут восстать из могил без всякого колдовства, причем массово, настолько напугала обывателей, что многие после просмотра фильма боялись наведываться на кладбище! Это направление хорошо развили в 70-80-е года итальянские кинематографисты (Марио Бава, Дарио Ардженто, Лючио Фульчи), создавшие немало поистине страшных фильмах о ходячих трупах - которые, в отличие от американцев, не злоупотребляли хеппи-эндом. Даже сегодня «Зомби повешенный на веревке от колокола» и «Город зомби» способны ввергнуть в адреналин самого искушенного зрителя.

Увы, уже в 80-е годы начал наблюдаться новый кризис идей - за исключением нескольких «техно-ужасов», посвященным разным вариантам космических или созданных в земных лабораториях монстров (вирусов), все остальные фильмы были римейками или продолжением старых. К тому же в фильмах ужасов резко снизилось количество самого ужаса. Многие продолжения выродились в обычную, хотя и увлекательнейшую боевую фантастику - как, например, «Чужой» - изначально задуманный как саспенс-лабиринт (герои ходя по сплетению комнат и коридоров, где таится ужас). Некоторые направления пришли к новому жанру - «комедии ужасов».

На какое-то время создателям «ужастиков» хватало запаса потенциала 60-70-х годов, но в начале нового века кризис жанра проявился отчетливо. Ненадолго хватило даже подпитки из Страны Восходящего солнца - с ее оригинальными «детьми-демонами». Практически все, что было снято и снимается сейчас - это римейки старых картин, за исключением, пожалуй, «Пункта назначения».

В 2006-7 году нас пугалифильмами «Чума» (очень уж напоминает основной сюжет «Детей кукурузы»), явные римейк «Ночь живых мертвецов 3D» и «Чудовище Черной лагуны», еще один осьминог в ленте «Кракен», очередное нападение тварей из другого измерения в фильме «Зло за твоим плечом» и клопов-убийц в триллере «Смерть во сне». Совсем не отличаются оригинальностью «Жратва», «Дьявол на горе» и «Пиршество» - в которых на путников нападают голодные монстры. Фильмы «Иерихон» и «Абсолютный ноль» продолжат развивать тему глобальной катастрофы.

Самое печальное, что, в отличие от подобной ситуации в 40-х годах, у кинематографистов почти нет ресурса потенциально новых идей. Похоже, что в ближайшие годы нам действительно придется смотреть одни римейки «ужастиков» и комедийные пародии на них...

Ваша оценка: None Средний балл: 7 / голосов: 10
Комментарии

да это правда, смотря сейчас фильмы ужасов они кажутся на столько предсказуемыми, меня порой они не пугают, знаешь что как где будет, тока может стало больше крови, выживать стал не один а по 2.Да фильмам ужаса не хватает новых идет, да и у меня что-то нет уже представления на чем можно их строить ведь захвачен весь аспект того что и кто мог бы напугать.

В статье конечно не упомянули о Клоунах ставших тоже массовой популярностью, и серий о "мурашки"где конец всегда додумай сам, популярностью пользовался и полтэр гейст, и мутанты в лесах, заброшенные города и т. д, но все на столько надоело что нет интереса и страха, можно сказать просто пускают больше крови, что и делает сюжет красочный. А вот фильм Хичкока "психо", что-что я долго не смогла смотреть(в детстве я очень любила фильмы ужасов по этом я привыкла не пугаться), да и фильмы про мертвых которые снова оживают пока им не вышибешь мозги, впечатлили, тока как всегда хотелось бы конца. Так что остается пожелать больших успехов в нынешних съемках ужасов

Я думаю, что всех спасут японцы. Пизданутые на всю голову, они найдут новый сюжет)

только вот хотел напомнить вам про "Психо". Мне понравился и ч/б оригинал и цветной ремейк не меньше.

Ну а вот и альтернативный ряд: "Голова профессора Доуэля", "Вирус", "Quake-2", арт-работы Гигера.

Мне кажется пугают сильнее всего два момента: 1) безысходность и обреченность 2) мучитель, не несущий зла, ненависти, злобы (например, механихм, робот, инопланетная расса).

Помните фильм "The Ghost and the Darkness"? Если показать громадность льва, его пасти (а они поистине невероятно огромны у откормленного самца) - это не может не испугать. Вы выдели какая обреченность во взгляде агонизирующей антилопы, когда ее спокойно и деловито съедают живьем львы? И людей они точно так же съедают: без зла, без ненависти, без агрессии, и без шанса на спасение. А как ужасно выглядят люди, пережившие нападение, например, медведя?

Но задается один лишь вопрос. Зачем, создавая такие "шедевры", загрязнять ментальность человечества такими отбросами?

Быстрый вход