А-60, "лазерный меч СССР", или "за 30 лет до лазерного Боинга.."

В прошлом (или позапрошлом?) году с большой помпой было объявлено об успешных испытаниях в США противоракетного лазерного самолета на базе Боинг-747. Однако, мало кто знает, что на четверть века раньше в СССР был успешно испытан самолет с боевым лазером непрерывного действия.

В начале 80-х годов разведывательная служба США утверждала: “Научный уровень работ советской программы создания лазерного оружия в 3-5 раз превышает уровень работ, проводимых в США; советская программа рассчитана на разработку конкретных систем лазерного оружия”.

Кстати, по некоторым слухам такой самолет интенсивно испытывается и сейчас...

В середине 70-х гг. Таганрогскому машиностроительному заводу им. Георгия Димитрова было поручено создание специального авиационного комплекса, необходимого для решения ряда важных военно-технических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны.

Предстояло решить множество сложных научно-технических и инженерных проблем. Очень многое делалось впервые не только в отечественной, но и в мировой практике, что требовало проведения просто гигантского объема различных опытно-конструкторских работ.

С 1977 г. в ОКБ им. Г.М.Бериева начинается создание летающей лаборатории изделие «1А» для отработки основных технических решений нового специализированного авиационного комплекса. На самолете размещалась лазерная установка, предназначенная для исследования распространения лучей в верхних слоях атмосферы. Работы по этой теме проводились в широкой кооперации с предприятиями и научными организациями всей страны, но основным партнером ОКБ было ЦКБ «Алмаз» которые возглавлял доктор технических наук, академик Б.В.Бункин.

Решение было с первого взгляда достаточно простым: установить на КА уже созданный и проверенный лазер для испытаний его в космосе. Выбор пал на лазерную установку мощностью 1 МВт (в 2-2.5 раза мощнее, чем предельная мощность у американцев), созданную одним из филиалов Института атомной энергии им. И.В.Курчатова. Этот газодинамический лазер, работающий на углекислом газе, был разработан для установки на самолетах Ил-76. К 1983 г. он уже прошел летные испытания.

Однажды в Соединенные Штаты попал ТАССовский снимок, сделанный в Летно-исследовательском институте. На нем был запечатлен вертолет Ка-32. На заднем плане стоял Ил-86ВКП - воздушный командный пункт, предназначенный для управления стратегическими силами СССР в случае ядерной войны. Характерную надстройку на спине самолета американцы приняли за лазерную боевую установку. Они исходили из аналогии со своим самолетом NKC-135ALL (Airborne Laser Laboratory). Этот самолет в рамках работ по противоракетной обороне в 1982 г. над полигоном Уайт-Сэндз с помощью боевого лазера выполнил успешный перехват летящей ракеты AIM-9B Sidewinder. Однако Ил-86ВКП не имел никакого отношения к аналогичной советской программе.

Боевой лазер испытывался на самолете Ил-76МД с бортовым номером СССР-86879 (иначе его называли Ил-76ЛЛ с БЛ - летающая лаборатория Ил-76 с боевым лазером). Выглядел этот самолет своеобразно. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры по бокам носовой части были установлены два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью 2,1 МВт. Вместо штатного метеорадара на носу был установлен огромный бульбообразный обтекатель на специальном переходнике, к которому снизу был пристроен продолговатый обтекатель поменьше. Очевидно, там размещалась антенна системы прицеливания, которая крутилась во все стороны, ловя цель.

Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом

Впервые в воздух летающую лабораторию "1А" поднял 19 августа 1981 г. экипаж возглавляемый летчиком-испытателем Е.А.Лахмостовым.

Доработку самолета выполнял Таганрогский авиационный научно-исследовательский комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева и Таганрогский машиностроительный завод им. Георгия Димитрова.

Авиационный вариант мегаватного лазера в серию пошел как А-60. Правда, первый самолет-летающая лаборатория Ил-76МД СССР-86879 с боевым лазером в 1989 г. сгорел на аэродроме базирования Чкаловская.

Сгорел самолет так. Он с вечера стоял полностью заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь для того, чтобы слить себе немного спирта, но т.к. ряд систем был под напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Техники, чтобы им не попало, тут же выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, и стали внутренний пожар (уже было видно задымление) всячески суетиться и тушить снаружи. Подоспевший наряд пожарных был без допуска работы внутри секретного объекта, поэтому пока получали разрешение, языки пламени стали вырываться наружу, и последовала команда "Бегом от машины!" Через несколько секунд последовал взрыв, при котором погиб один человек, команды не слышавший (он был с другой стороны самолета).

А-60 в полете.

Но 29 августа 1991 г., экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П.Демьяновским, поднял в воздух вторую летающую лабораторию, получившую наименование «1А2» СССР-86879. На её борту размещался новый вариант специального комплекса модифицированный по результатам испытаний проведенных на «1А».

Работы на летающей лаборатории «1А2» по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжаются по настоящее время. Главным конструктором - заместителем Генерального конструктора ТАНТК по этой теме является Н.А.Степанов.

Причем, по информации неназванного источника в Минобороны РФ, работы по теме А-60 в числе немногих военных российских перспективных проектов получают из государственной программы вооружений финансирование в полном объеме.

Стратегия анаконды

Разработки по использованию лазера не только в мирных, но и в военных целях велись в Советском Союзе давно и очень успешно. Российские успехи в этой области хорошо известны специалистам, но лишь в наше время использование лазерных вооружений приобретает особое значение. Применение оружия с лазерными системами прицеливания зачастую является единственным способом спасения заложников при уничтожении террористов. Концепция предупреждения ядерного удара с применением лазерных установок получает сейчас во всем мире наибольшее распространение. Также, наиболее перспективным направлением в эволюции сухопутного оружия является производство оружия, управляемого лазером. В нашей программе зрители познакомятся с уникальным архивом испытаний, рассекреченных совсем недавно. В передаче примут участие знаменитые конструкторы: Шипунов, Березин и Леманский. Совершенно очевидным является тот факт, что лазерные разработки для военной промышленности являются для российской науки приоритетными, способствуя укреплению обороноспособности страны.

Ваша оценка: None Средний балл: 9.3 / голосов: 26
Комментарии

в продолжение моей любимой темы об оружие и вооружения

_________________________________

Женщина, конечно, друг человека - но какой-то уж слишком корыстный...

Жаль что такие технологии и такую страну просрали((((

ну почему же просрали 2й же самолет летает. Другое дело что они армии пока нафиг не нужны.

_________________________________

Женщина, конечно, друг человека - но какой-то уж слишком корыстный...

Только 2й. А где же 3й, 4й, 5й,......195й? Да и этот наверное скоро на металлолом сдадут.

у пиндосов их тоже не сотни а лишь один. К тому же наш лазер мощнее. У нас уже все готово. А они пока еще работают над ним.

_________________________________

Женщина, конечно, друг человека - но какой-то уж слишком корыстный...

хорошо коли так.

Я сам вчера читал. Про него другую статью говорят его на макс2011 показывать будут. И работы по одну идут. Не кто не закрывал этот проект. Правда этот лазер без систем наведения и боевых систем так же продают как мега резак за 3 ляма долларов. И все мировые эксперты в том числе и пиндосы признают что наш лазер мощнее и надежнее.

_________________________________

Женщина, конечно, друг человека - но какой-то уж слишком корыстный...

Слава Советским конструкторам!!! Не россиянским!

зря ты так категорично. Наши современные конструкторы не чем не хуже советских. Причем многие у них учились. Взять к примеру новую именно новую ракету лайнер, она делает всю американскую про просто бесполезной. Взять новые зенитные установки типа панцирь-м. С-400, с-500, тот же зенитный комплекс морфей. Или комплекс пак-фа и пак-да. Все это превосходное современное оружие. Просто рф не может вернее не хочет в него сильно вкладывать.

_________________________________

Женщина, конечно, друг человека - но какой-то уж слишком корыстный...

Да, верно ты сказал, я ошибся! Ученые не причем. Они умные и молодцы, только в большинстве случаев бегут работать за рубеж!!! Причем массово. Во всем этом конечно виновато правительство которое не хочет финансировать нашу науку, оборонку, медицину и пр.

Ну тут как говориться любой бы побежал когда ты умеешь только разрабатывать ракеты или еще что у себя ты нафиг не нуже надо и семь кормить и жить хочется не в проголодь. но вроде ситуация как маленько улучшается.

_________________________________

Женщина, конечно, друг человека - но какой-то уж слишком корыстный...

Быстрый вход